Наші досягнення
четвер, Листопад 5, 2009 | Виктория Красюк
Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 2)
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил
I стадия — стадия существования — от рождения до 6 месяцев
Девиз ребенка на этой стадии «быть». Это означает, что ребенку просто необходимо выжить в новом мире, который радикально отличается от утробы матери. При этом ребенок пока не может говорить, не может о себе заботиться, а может только подавать о себе сигналы. Зато природа биологически наделила младенцев большим умением это делать, а именно: издавать много звуков, смотреть и реагировать на лица, особенно глаза, подражать, ласкаться. Такое поведение «включает» на помощь ребенку не только мать, но и других взрослых. Был проведен эксперимент, в котором младенца в коляске оставили возле магазина и снимали события скрытой камерой. Через некоторое время дитя стал подавать окружающим сигналы о своих потребностях. При этом больше 90% людей, проходящих мимо, обращали внимание и старались как-то помочь ребенку.
Английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт в 1949г. ввел в психоанализ такое понятие как «достаточно хорошая мать». В понимании Д.В.Винникотта, — это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они «плохо» выполняют свои материнские обязанности.
«Достаточно хорошая мать» откликается на более чем 50% криков ребенка, но не на 100%. Т.е. у ребенка формируется правило, если маму позвать, она, скорее всего придет, а значит матери (и соответственно миру) можно доверять. Если на его крик регулярно никто не приходит, то ребенок решает, что с ним или его потребностями что-то не в порядке. Отсюда рождаются такие решения у людей «то, что мне надо, со мной не произойдет никогда», или «не стоит о себе заявлять, т.к. от меня ничего не зависит», или « я получу что-то только тогда, когда кто-то решит мне это дать».
Особенности воспитания на стадии существования:
Полезное поведение родителей:
- Обеспечивать любящую, последовательную заботу.
- Реагировать на потребности ребенка.
- Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления.
- Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок.
- Выражать заботу в том, чтобы прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему.
- Искать помощь, когда не уверены, как заботиться о ребенке.
- Быть надежным и заслуживающим доверия.
- Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых.
Вредное поведение родителей:
- Не реагировать на зов ребенка.
- Не прикасаться и не держать на руках достаточное время.
- Реагировать сурово, гневно, возбужденно.
- Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден.
- Наказывать ребенка.
- Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку.
- Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер.
- Критиковать ребенка за что-либо.
- Игнорировать ребенка.
Введение
I стадия — стадия существования — от рождения до 6 месяцев
III стадия — стадия мышления — от 18 месяцев до 3 лет
IV стадия — стадия идентичности и силы — от 3 до 6 лет
V стадия — стадия структуры — от 6 до 12 лет
VI стадия — стадия идентификации, сексуальности и отделения — от 12 до 18 лет
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2009
Теги: дети, психология, развитие, рекомендации, родители