Середа, 4 Листопада, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 2)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил

I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев

Девиз ребенка на этой стадии «быть». Это означает, что ребенку просто необходимо  выжить в новом мире, который радикально отличается от утробы матери. При этом ребенок пока не может говорить, не может о себе заботиться, а может только подавать о себе сигналы. Зато природа биологически наделила младенцев большим умением  это делать, а именно: издавать много звуков, смотреть и реагировать на лица, особенно глаза, подражать, ласкаться. Такое поведение «включает» на помощь ребенку не только мать, но и других взрослых. Был проведен эксперимент, в котором младенца в коляске оставили возле магазина и снимали события скрытой камерой. Через некоторое время дитя стал подавать окружающим сигналы о своих потребностях. При этом больше 90% людей, проходящих мимо, обращали внимание  и старались как-то помочь ребенку.

Английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт в 1949г. ввел в психоанализ такое понятие как «достаточно хорошая мать». В понимании Д.В.Винникотта, – это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они «плохо» выполняют свои материнские обязанности.

«Достаточно хорошая мать» откликается на более чем 50% криков ребенка, но не на 100%. Т.е. у ребенка формируется правило, если маму позвать, она, скорее всего придет, а значит матери (и соответственно миру) можно доверять. Если на его крик регулярно никто не приходит, то ребенок решает, что с ним или его потребностями что-то не в порядке. Отсюда рождаются такие решения у людей «то, что мне надо, со мной не произойдет никогда», или «не стоит о себе заявлять, т.к. от меня ничего не зависит», или « я получу что-то только тогда, когда кто-то решит мне это дать».

Особенности воспитания на стадии существования:

Полезное поведение родителей:

  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу.
  • Реагировать на потребности ребенка.
  • Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления.
  • Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок.
  • Выражать заботу в том, чтобы прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему.
  • Искать помощь, когда не уверены, как заботиться о ребенке.
  • Быть надежным и заслуживающим доверия.
  • Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых.

Вредное поведение родителей:

  • Не реагировать на зов ребенка.
  • Не прикасаться и не держать на руках достаточное время.
  • Реагировать сурово, гневно, возбужденно.
  • Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден.
  • Наказывать ребенка.
  • Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку.
  • Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер.
  • Критиковать ребенка за что-либо.
  • Игнорировать ребенка.

Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
III стадия – стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет
IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет
V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет