Наші досягнення
четвер, Листопад 5, 2009 | Виктория Красюк
Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 4)
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил
III стадия — стадия мышления — от 18 месяцев до 3 лет
Девиз стадии «думать». В это время ребенок учится говорить, и это связано с переходом к новому образу мышления: от мышления «приятное — неприятное» малыш переходит к логическому причинно-следственному мышлению. Т.е. он начинает понимать: «Если я прикасаюсь к горячей плите, из этого следует последствие — боль. И если я еще раз прикоснусь к горячей плите, то скорее всего наступит боль.» Именно в это время приходит смысл наказаний, т.к. ребенок уже способен понять, что наказание — это следствие его конкретных дел. То, что дети начинают думать, означает, что они начитают развивать самостоятельность. А это влечет за собой регулярное повторение ими слова «нет». Чем дети часто злоупотребляют. Однако на этом этапе для ребенка сказать «нет» означает почувствовать, что он может что-то делать сам, т.к. пока он не знает, что самостоятельность может проявляться и по-другому. Тут же начинается и манипулирование родителями. Ребенок проверяет, что будет, например, если он устроит истерику, дадут ли ему, то, что хочется? В этом возрасте у детей также проявляется гнев, который выражается в том, что они начинают кусать и бить родителей. И это тоже является способом утвердить себя в самостоятельности. Взрослым следует принимать чувства ребенка, присваивать их ребенку («Ты сейчас гневаешься.») и учить как их можно выражать, не нанося боли и урона другому. Родителям часто трудно спокойно выдерживать такое поведение своего ребенка. В этом случае психологи советуют прибегнуть к такой умственной гимнастике для родителей: «Представьте себе, что когда Ваш ребенок вырастет и ему кто-то когда-то предложит наркотики, он будет знать как твердо и уверенно сказать «нет». Задавить в ребенке умение говорить «нет», означает подавить важную функцию развития, которая несет в себе необходимые навыки выживания и отстаивания себя во взрослом мире. Особенности воспитания на стадии мышления: Полезное поведение родителей:
- Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту.
- Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому.
- Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения.
- Учить ребенка основным запретам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань).
- Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением.
- Радоваться способности детей думать.
- Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка.
- Поощрять проявления причинно-следственного мышления у ребенка.
- Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
- Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства.
- Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо.
- Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью.
- Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей.
- Объяснять «почему»' и «как», обеспечивать ребенка другой информацией.
- Говорить как что называется.
- Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват.
- Относиться к ребенку как к «удивительному двухлетке».
- Заботиться о собственных потребностях.
Вредное поведение родителей:
- Говорить слишком много «не делай» и недостаточно «делай».
- Втягиваться в борьбу за власть с ребенком.
- Считать себя хорошими родителями, если ребенок послушный.
- Относиться к ребенку как к «ужасному двухлетке».
- Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей.
- Ожидать слишком многого от детей.
- Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть «около» других.
- Не замечать (что будет выглядеть как поощрение), когда ребенок не думает.
- Стыдить и игнорировать ребенка
Введение
I стадия — стадия существования — от рождения до 6 месяцев
II стадия — стадия действий — от 6 до 18 месяцев (1,5лет)
IV стадия — стадия идентичности и силы — от 3 до 6 лет
V стадия — стадия структуры — от 6 до 12 лет
VI стадия — стадия идентификации, сексуальности и отделения — от 12 до 18 лет
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2009
Теги: дети, психология, развитие, рекомендации, родители