Середа, 4 Листопада, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 5)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил

IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет

В этом возрасте задачей ребенка является поиск ответа на вопрос «кто я такой». Для этого ему полезно посмотреть на других таких как он, т.е. ему необходимо детское общество, в частности детский сад. В этом возрасте в отличие от предыдущей стадии (на стадии мышления дети могут играть на одной площадке, в одной комнате, но они играют не вместе, а каждый по отдельности.) появляется детский коллектив. Сверстники много общаются между собой, играют вместе, выясняют взаимоотношения (кто главный, кто сильный и т.п.).

В это время ребенок еще и определяет свою возможность влиять на окружающую действительность. Он чувствует, что возможности его не очень большие, их хочется увеличить. Дети расширяют диапазон способов за счет сказок. Отсюда еще одна задача этой стадии – научиться отличить вымысел от реальности. К 6 годам, например, ребенок способен понимать, что Дед Мороз – это переодетый воспитатель, что это игра, и игра веселая.

Этот возраст еще имеет название «тысячи почему». Ребенок узнает мир и главное, что ему интересно узнавать мир. Книжки читать он еще не может, единственный доступный способ – спрашивать. Взрослым необходимо ему отвечать, при этом отвечать спокойно и правдиво, без увиливаний («Подрастешь, узнаешь»), без дезинформации (например, о капусте или аистах). Иначе ребенок, регулярно слыша окрик или недовольную интонацию родителей, может решить, что интересоваться и узнавать – это плохо.

Один из вопросов повергающих родителей в тупик – чем мальчик отличается от девочки? Еще более усугубляется состояние родителей, когда дети начинают выяснять это экспериментальным путем. Это нормальный вопрос, на который ребенку нужно получить ответ в этом возрасте.

Особенности воспитания на стадии идентичности и силы:

Полезное поведение родителей:

  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту.
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств.
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши.
  • Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением.
  • Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию.
  • Отвечать на вопросы.
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка, т.е. обеспечивать формирование личного опыта у ребенка.
  • Использовать доступный и простой язык в общении, четко объяснять, кто за что отвечает.
  • Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности.
  • Хвалить за хорошее поведение.
  • Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками.
  • Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе.
  • Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления.

Вредное поведение родителей:

  • Дразнить.
  • Проявлять непоследовательность.
  • Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно.
  • Не желать отвечать на вопросы.
  • Высмеивать ролевые игры или фантазии.
  • Реагировать на фантазии ребенка как на реальность.
  • Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка.
  • Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже.
  • Игнорировать ребенка.

Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
II стадия – стадия действий – от 6 до 18 месяцев (1,5лет)
III стадия – стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет
V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет