Середа, 4 Листопада, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 6)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил

V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет

На этой стадии перед ребенком стоит две основные задачи – освоить конкретные  знания, способы, методы, т.е. приобрести навыки относительно всех сфер жизни, и сформировать собственную структуру личности или, по-другому, свой стержень личности – собственные ценности, правила.

С научением ситуация понятна: дети идут в школу и реализуют свою задачу с ее помощью, а родители в большинстве своем школе перепоручают эту функцию.

А вот формирование своей системы ценностей наталкивается на препятствия. Это вызвано тем, что дети в этом возрасте много общаются, знакомятся с семьями своих друзей, видят там другой жизненный уклад. Им уже не столь очевиден тот способ жизни, который есть в их семье, они начинают обобщать опыт других людей и строить свое видение. Как следствие – начинают спорить. Это им нужно для формирования своих взглядов на мир, это способ рождения их внутренней истины, и это никак не связано с желанием досадить родителям. Однако многим родителям трудно вынести, что их авторитет, их правила, их уклад жизни ставятся под сомнения, отсюда проблемы в отношениях.

Чтобы ребенок мог сформировать себя и сформировать так, чтоб это было приемлемо для родителей, родителям необходимо вступать в споры с детьми и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а не прибегать к правилу «папа/мама всегда прав».

Особенности воспитания на стадии структуры:

Полезное поведение родителей:

  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту.
  • Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов.
  • Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему.
  • Давать много поощрений при обучении новому.
  • Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом.
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление.
  • Не соглашаться с искажениями действительности.
  • Быть четким относительно того, кто за что отвечает.
  • Поощрять способности ребенка думать логично и творчески.
  • Предлагать способы решения проблем.
  • Обсуждать с ребенком как, когда и чего избегать, или стоять на своем.
  • Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила.
  • Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий.
  • Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами.
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них.
  • Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и поощрять, чтобы ребенок равномерно развивался и интеллектуально, и эмоционально.
  • Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.
  • Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания.

Вредное поведение родителей:

  • Быть непоследовательным в поддержании правил.
  • Настаивать на совершенстве.
  • Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов.
  • Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил.
  • Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи.
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время.
  • Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать правил вовсе.
  • Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности.
  • Игнорировать ребенка.

Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
II стадия – стадия действий – от 6 до 18 месяцев (1,5лет)
III стадия – стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет
IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет