Наші досягнення
неділя, Червень 14, 2009 | Алла Слотвинская
Дети и деньги – такие дорогие отношения. Часть 1
«Портят» детей не деньги, а глупость взрослых.
В.Леви.
— Папа, я хочу мороженое!
— Я тоже хочу мороженое, но денег хватит только на пиво.
(из анекдота)
Психологические исследования показали, что дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; представления о «цене» денег ребенок усваивает к 9-10 годам.
Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или материальное положение семьи, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка.
На вопрос исследователя В. Барриса о том, почему одни люди получают за свою работу больше денег, чем другие, дети 4-5 лет ответили: это оттого, что они больше (тяжелее и длительнее) работают, дети 7-8 лет — что это зависит от качества работы (ее важности, полезности для общества и т. д.), а старшая группа (10-12 лет) считала, что платят больше за ту работу, которая требует большей сноровки, профессионализма или образования.
Интересно, что младшим детям безразлично, на чьи средства приобретена вожделенная вещь, а вот начиная с 12-13 лет, дети отдают явное предпочтение тем вещам, которые являются только их личной собственностью и были куплены на их собственные деньги.
С возрастом меняются и представления об оплате работы: старшие подростки считают, что заработок должен зависеть от количества и качества работы, а дети помладше — что платить за работу нужно в зависимости от потребностей семьи.
Родительские «послания»
Те послания, которые родители сознательно или бессознательно внушают своим детям, потом оказывают влияние на всю их взрослую жизнь, часто искажая восприятие действительности и доставляя немало трудностей. Как, по вашему мнению, сложится жизнь ребёнка, которому родители постоянно повторяли:
«только бедняки попадут в рай», «разбогатеть можно только нечестным путем», «с тобой дружат потому, что мы богаты и у нас дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей»?
Дети могут в точности следовать родительскому посланию или ответить прямо противоположным поведением. У сверхэкономных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы «не от мира сего». Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает.
Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.), по наблюдениям психолога А. Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы.
Давайте попробуем разобраться, как влияет на детей поведение их родителей.
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2009
Теги: деньги, дети, поощрение, психология, публикации, развитие, рекомендации, родители, экономика