Про школу
неділя, Квітень 3, 2011 | Ирина Спиридонова
Работа по листам самоконтроля (физика)
Прошло уже больше чем полгода с тех пор, как по некоторым предметам в старших классах школы «Афины» ведётся работа по листам самоконтроля. Каковы же результаты по своему предмету и какие выводы я для себя смогла сделать в ходе этой работы?
Во-первых, скажу сразу, что я слегка видоизменила классический принцип работы с контрольными листами, в котором подразумевалось, что ученик работает самостоятельно, четко выполняя инструкции в своем листе самоконтроля, а учитель, по сути, контролирует процесс работы и иногда помогает ученику (когда ему уж совсем ничего не понятно).
Так как я считаю физику не самой легкой дисциплиной, то все-таки оставила «объяснительную» часть урока.
Далее ученик получает список заданий, которые ему необходимо выполнить, например:
- продемонстрируй на демонаборе, что такое моль вещества;
- напиши 10 раз формулу состояния идеального газа;
- расскажи, что может являться источником магнитного поля и докажи (продемонстрируй), что так оно и есть… и т.д.
Плюс ко всему каждый ученик получает список задач, которые он должен сделать. По ходу выполнения задач или заданий он может обращаться к учителю, к Интернету, к учебнику, к соседу по парте, к кому и чему угодно. В конце концов ему все равно нужно будет в личной беседе доказать, что он понял данный материал.
С одной стороны такой вид роботы намного продуктивней. Вот те плюсы, которые я для себя отметила:
- У каждого есть свое индивидуальное задание и ученик делает то, что сейчас больше нравится – сдаёт теорию, проводит эксперимент, делает задачи.
- Ученик не может пройти мимо темы.
- Учитель общается с каждым и в ходе этой беседы становится ясно, что было непонятно, и эти пробелы тут же устраняются.
- Ученик по несколько раз слушает ответы своих одноклассников на один и тот же вопрос контрольного листа (пусть краем уха, пусть в этот момент он занят чем-то другим, но все таки информация до него доходит), и таким образом лучше запоминает материал.
Но в то же время есть и минусы у даной методики, и самый главный из них — это нехватка времени. Сложно за урок успеть побеседовать с каждым, и при этом побеседовать продуктивно!
Еще один минус — это то, что далеко не все дети способны самостоятельно, сознательно работать, хотя таких и большинство. Так что для несознательных нужен какой-то «кнут», которым их можно подстегнуть. А вот какой — это еще предстоит придумать.
После изучения темы по листам самоконтроля (в обычной урочной системе я бы сказала – «прохождения темы», причем часто тема проходит мимо…) следует контрольная робота. Те ученики, которые сдавали листы самоконтроля и решали задачи, практически всегда пишут контрольную хорошо или очень хорошо. Те, кто этим занимался через пень-колоду, пишут, соответственно, наоборот.
Сама методика мне понравилась. Конечно, её можно и нужно дополнять, возможно — где-то видоизменять, подстраивать под конкретный предмет, класс, время года…
Но по крайней мере это лучше, чем «послушал краем уха учителя (а то и не послушал!), переписал домашнее задание с ГДЗ, контрольную списал у соседа и даже не помнишь о чем там шла речь»...
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2011
Теги: публикации, рекомендации, старшая школа, учителя, фізика