главная страница
афинская академия
А.Камин, Д.Камин. Приемы решения проблем — психотехника творческого мышления
страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
По представлениям Перлса, «любое нарушение организмического равновесия составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становится творческим, находить средства и пути восстановления равновесия».
Мы как раз и описываем эти «средства и пути» в форме приемов, по излюбленному принципу Фрица Перлса:
«как» важнее, чем «почему». Конкретную работу мы строим, исходя из того, что «изменение и развитие не может быть насильственным, а психологический рост — естественный и спонтанный процесс». Наверное, Перлс был бы доволен, что мы почти не используем «слоновьи извержения — теоретизирование, в особенности философско-психологического рода».
Потому что «научение — это собственное открытие»… Этого требует «врожденный гений каждого из нас».
Почитатели Абрахама Маслоу могут использовать материал как инструмент
самоактуализации — своей собственной и своих учеников, клиентов или родных детей. Многие примеры можно считать ключевыми эпизодами
самоактуализации выдающихся людей. По нашему опыту, уже при знакомстве с примерами читатели (ученики, клиенты) могут, отождествляясь с героями эпизодов, пройти через «пик-переживания», и уж точно испытают такие переживания, когда у них начнут получаться задачи.
Коллеги, знакомые с НЛП, могут считать, что предлагаемые подходы и приемы — «стандартные» подпрограммы мозга как биологического компьютера. Они позволяют человеку осуществлять
самопрограммирование и перепрограммирование. В результате расширяются возможности мозга. С другой стороны, эвристические приемы — образцы
успешных стратегий, которые можно подметить у выдающихся людей, четко описать — и тогда их смогут освоить другие люди.
Поклонники Станислава Грофа могут увидеть в этих подходах проявление особых групп памяти —
СКО — систем конденсированного опыта, которые нарабатывались в ходе развития человека как биологического вида и которыми обеспечен каждый человек по факту рождения.
И, конечно, у Вас, уважаемые коллеги, всегда остается возможность при помощи нашего материала, взятого, еще раз подчеркнем, из реальной жизни, собрать собственную коллекцию творческих находок всех времен и народов и построить собственную, совершенно новую, систему или теорию. Можно сказать, что этот подход —
открытый. Он не претендует на исчерпывающие объяснения, и это — не замкнутая система. Для каких целей можно ее применять?
6. ТОЧКИ ПРИЛОЖЕНИЯ
Во-первых, материал можно использовать для развития общих творческих
способностей — и детей, и взрослых.
|
|