Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

А.Камин, Д.Камин.
Приемы решения проблем — психотехника творческого мышления

 

страницы:

 

1  2  3  4  5  6 

7  8  9  10 




Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Существуют сильные разработки в области эвристики, созданные не профессиональными психологами. Это разработки математиков А. Адамара [1] и Д. Пойа [8] и «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) инженера Г.С. Альтшуллера [2] (он же писатель Генрих Альтов). Подход, который мы предлагаем, опирается и на разработки этих авторов. Существенное отличие нашей разработки в том, что мы привлекаем образцы творческих достижений не из одной узкопрофессиональной области, а из всех областей человеческой деятельности.

б) Мы думаем, наш подход, поскольку он основан на реальных примерах творческих достижений, совместим с подходами основных научных школ в психологии. Грубо говоря, он не зависит от «психологической веры», вы можете его использовать независимо от того, на какие научные каноны опираетесь.

Коллеги, исповедующие диалектический материализм и теорию деятельности, могут понимать предложенные подходы как приемы успешной мыследеятельности, накопленные общественной практикой в ходе исторического развития. Их можно назвать приемами преодоления противоречий.

Приверженцы Карла Густава Юнга увидит в этом материале общие для всего человечества во все времена архетипы успешного подхода к острым жизненным проблемам. Эти архетипы отражены в сказках, мифах и других проявлениях «коллективного бессознательного». «Человек наследует его от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков». Вот пример фольклора, народного творчества на тему «сделать наоборот»:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выбежала скалка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужике!
Конь перепугался, прыг через забор!
Мужик схватил телегу,
Давай рубить топор!

Знатоки Альфреда Адлера могут воспринять нашу работу как проявление «настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желании развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере — стремлением к успеху в другой». Мы как раз и предлагаем конкретные приемы, с помощью которых можно добиться «достижений, превосходства и даже компенсации поражения». И тем самым преодолеть «комплекс неполноценности» и стать «художником своей собственной личности».

Сторонники Фрица Перлса и гештальт-подхода увидят в этих приемах реальную возможность «принять всю ответственность за свое существование на себя» и «завершать гештальты», пройдя весь цикл «контакта и ухода» при столкновении с реальной проблемой. Эта разработка предоставит им действенный инструмент решения проблем.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009