Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

А.Камин, Д.Камин.
Приемы решения проблем — психотехника творческого мышления

 

страницы:

 

1  2  3  4  5  6 

7  8  9  10 




Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

5. «НО, ГОСПОДА, ВЕДЬ ЭТО НЕ ПСИХОЛОГИЯ!»

Знаменитый физик Пауль Эренфест научил своего попугая произносить фразу: «Но, господа, ведь это не физика!». Этого попугая Эренфест предлагал в качестве председателя физических дискуссий. Может быть, у кого-нибудь из читателей живет попугай, обученный произносить: «Но, господа, ведь это не психология!». Ответим этому попугаю.

Хотя мы опираемся скорее на конкретный опыт, чем на авторитеты, «чтобы быть услышанным людьми, в наше время глас вопиющего в пустыне должен звучать по-научному» (К.Г. Юнг).

а) Мы думаем, что обозначенное направление работы лежит в рамках известного раздела психологии под названием психотехника.

Психотехника — ветвь практической психологии, изучающая проблемы деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале 20 века и получила теоретическое оформление в работах У. Штерна, В. Мюнстерберга и др.

Термин предложен Уильямом Штерном для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами. С самого начала одной из функций психотехники обозначалась «тренировка психических функций». Мы думаем, что изучение конкретных творческих находок в разных областях деятельности, выделение действенных «ходов мысли» в форме эвристических приемов можно назвать психотехникой творческого мышления. Тренировкой тогда можно считать тренинги решения творческих задач, которые представляют собой образцы явных творческих достижений, представленные в форме задач (как мы это сделали в «микротренинге»).

Можно понимать психотехнику как искусство ориентировки в процессах мышления и управления этими процессами. Такую трактовку термина можно увидеть у таких мастеров практической психологи, как К.С. Станиславский, театральный педагог С.В. Гиппиус, известный психотерапевт В.Л. Леви. В этом смысле психотехника — устойчивая часть культуры, вкрапленная в различные сферы человеческой деятельности, и гораздо более древняя, чем экспериментально — теоретическая психология. Психология и психотехника находятся в тесном взаимодействии, как физика и инженерное дело: психотехника опирается на психологию, и, в свою очередь, обогащает ее. С этой точки зрения наш подход можно считать искусством ориентировки в процессах творческого решения проблем и управление этими процессами.

Говоря немного другими словами, предлагаемый материал можно отнести к эвристике. Это слово в психологической литературе имеет два значения:

1. В широком смысле — наука о творчестве.
2. В узком смысле, более современном — теория и практика избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009