главная страница
афинская академия
А.Камин, Д.Камин. Приемы решения проблем — психотехника творческого мышления
страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
4. ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Будем считать, уважаемые коллеги, что вы открыли для себя и отработали один из эвристических приемов.
Чтобы добиться результата — заметного усиления творческих способностей — нужно в таком режиме освоить, как минимум, десяток
эвристических приемов.
Получается система развития творческого мышления, которую мы назвали «Интеллектуальное Айкидо».
Обратите внимание на особенности подхода:
- Мы в качестве учебного материала предлагали не выдуманные, не искусственные, а реальные ситуации из разных областей жизни, в которых Действующие Лица добивались впечатляющего успеха.
- Мы вместе с вами выделили и кратко сформулировали суть успешной стратегии, объединяющей все рассмотренные ситуации.
- Мы предложили самостоятельно найти решающий ход в новых ситуациях, где вы сами вызывались на роль Действующего Лица. Суть этого решающего хода, этой успешной стратегии оставалась такой же, как в рассмотренных прежде примерах.
- Все ситуации мы сознательно подбирали так, чтобы они вызывали интерес.
- И примеры с задачами, и комментарии мы сознательно старались изложить простым языком, избегая наукообразия.
- Мы предлагали свою точку зрения только после того, как дали читателям (ученикам, клиентам) высказать свои соображения. В живом тренинге эти соображения обязательно обсуждались.
- Мы ни слова не сказали о том, «как необходимо быть творческими людьми», не агитировали и не проповедовали.
Ответим на животрепещущий вопрос:
можно ли находить творческие решения интуитивно, не осваивая эвристические приемы?
Можно, такие люди всегда были и есть. Точно так же, как были и есть интуитивные гении общения, которые не изучали психологию; прирожденные музыканты, которые не учились музыке; ораторы, произносившие блестящие речи, не обучаясь риторике, литераторы, которые написали шедевры, не обучаясь литературному мастерству. Но, с другой стороны, почему не использовать в дополнение к собственным возможностям огромный опыт, накопленный в разных областях жизни Мастерами решения проблем? Нам кажется, что оптимальные отношения между мастерством и интуицией выразил Пушкин, которого Бог интуицией не обидел: «Надо ставить ремесло подножием искусства».
|
|