главная страница
афинская академия
И.Трухин. Педагогические инновации XX века
страницы:
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ
(М.Монтессори, 1870 — 1952)
В Монтессори-садике игрушки не являются
главным элементом, их заменяет многообразие
материалов и предметов типа кубиков, пластинок,
бусинок, веревочек. Главная задача здесь —
навыковое обучение: развитие мелкой моторики
руки, тактильная память. Не игра является
основным видом деятельности дошкольника, а
“свободная работа” — самостоятельная
деятельность с предметами.
Школьный период. Единых программ обучения
не существует, каждый осуществляет данный
природой и Богом уникальный путь развития.
В школе уроков нет. День начинается с общего
круга. Педагоги иногда называют этот круг
рефлексивным, потому что именно здесь происходят
первые попытки осмыслить действительность,
передать средствами языка ощущения или
наблюдения и через описание события и его анализ
прийти к формулировке вопроса и приблизиться к
проблеме. После круга все расходятся на
свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он
будет заниматься — математикой, русским,
историей, астрономией, литературой, ставить
химические или физические опыты. Кто-то учится
писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит
доклад. Когда та или иная работа закончена
полностью, дети показывают ее учителю. Результат
обсуждается.
Что такое отметка, дети не знают, но оценку
своего труда обязательно получают, чаще всего в
виде одобрения взрослых или других детей.
Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.
Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет
новую тему, никто их не спрашивает у доски.
Свободная работа основана на абсолютном доверии
к ребенку, на вере в его стремление к познанию
окружающего мира, дарованное природой, на мудром
терпении взрослых, ожидающих свершения
самостоятельных открытий.
В середине дня бывает еще одно общее занятие,
которое у старших детей чуть длиннее. Это
погружение в предмет. Минут на 15 — 20 дети одного
года обучения собираются вместе. Учителя
называют этот круг дидактическим. Здесь обычно
приводятся в систему знания по тому или иному
предмету, уточняются понятия, вводится
терминология, дается новый дидактический
материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и
сообщения.
Структура любого дидактического материала
полностью соответствует внутренней логике
формирования определенного понятия.
Расположение материала в среде тоже отражает
определенную логику его постепенного освоения,
зафиксированную в специально разработанных
учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей
ребенок имеет несколько по трем интегрированным
предметам: родному языку, математике и
космическому воспитанию (термин Монтессори) .
Заполняя листы один за другим, ученик как бы
достраивает логику изучения предмета, переводит
материальное в абстрактное, уточняет и
систематизирует свои знания.
|
|