Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий



главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Конфликтная субкультура как наша массовая культура

Каковы причины морального зла?

страницы: 

1  2  3 

разделы

1. Что нам нужно больше всего?

2. Каковы причины «морального зла»?

3. О негативном самоутверждении

4. На сцене — сильная личность

5. Конфликтная субкультура

6. «Прелести» супружеского и педагогического общения

7. Как она выиграла сражение





Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ «МОРАЛЬНОГО ЗЛА»?

В принципе, развитие гуманной морали является неуклонным процессом эволюции общественного сознания. Об этом, вопреки мнению скептиков, неоспоримо свидетельствуют распространение политической демократии, возрастание терпимости к инакомыслию, смягчение наказаний, гуманизация супружеских отношений и воспитания детей. Условия жизни и поведение людей, безусловно, становятся с ходом времени все более человечными, но, согласно закону возрастания потребностей, вместе с ними возрастает и необходимость в еще большей гуманизации морали, что сохраняет постоянную остроту данной проблемы.

Что же стоит на пути дальнейшего морального прогресса, какова природа того, что получило в философской этике название морального зла? Вспомним некоторые наиболее известные объяснительные конструкции.

Воззрения большинства античных философов объединяло то, что они связывали моральное зло с теми или иными недостатками в личностных качествах человека.

Так, этическая концепция Сократа базировалась на идее единства знаний и добродетельности, моральные пороки считались следствием невежества, отсутствия необходимых знаний.

В учении Платона аморальность, в основном, объяснялась преобладанием волевой или эмоциональной мотивации (частей души) над всею душою, что приводит к гневливости, агрессивности и распущенности.

Аристотель соглашался с существованием трех частей души и видел причины морального зла в возможных дефектах каждой из них. Уровень моральности, по его мнению, зависит от соблюдения меры в чувствах и действиях, нахождении «золотой середины».

Другая концепция аморализма исходила из теории порочности, начальной испорченности человеческой природы. Она существовала еще в дохристианские времена, но наибольшей выразительности достигла в христианстве. Согласно ей, вследствие грехопадения человек приобрел такие пороки как сластолюбие, любопытство, властолюбие и другие. Идея начальной испорченности человеческой души отразилась и в нерелигиозных теориях, например, в этике Канта. Он считал, что человеку с рождения присущи такие врожденные дефекты как недобросовестность, хрупкость (свойство уступать давлению эгоистических мотивов), злонравие и иные, которые в определенных случаях могут оказываться сильнее положительных побуждений.

С развитием научной психологии и психиатрии круг представлений об индивидуальных психологических особенностях, в том числе и порождающих проявления аморализма, значительно расширился.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009