главная страница
афинская академия
И.Трухин. Конфликтная субкультура как наша массовая культура
Каковы причины морального зла?
страницы:
1 2 3
разделы:
1. Что нам нужно больше всего?
2. Каковы причины «морального зла»?
3. О негативном самоутверждении
4. На сцене — сильная личность
5. Конфликтная субкультура
6. «Прелести» супружеского и педагогического общения
7. Как она выиграла сражение
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
КАКОВЫ ПРИЧИНЫ «МОРАЛЬНОГО ЗЛА»?
В принципе, развитие гуманной морали является неуклонным
процессом эволюции общественного сознания. Об этом, вопреки мнению
скептиков, неоспоримо свидетельствуют распространение политической
демократии, возрастание терпимости к инакомыслию, смягчение наказаний,
гуманизация супружеских отношений и воспитания детей. Условия жизни и
поведение людей, безусловно, становятся с ходом времени все более
человечными, но, согласно закону возрастания потребностей, вместе с ними
возрастает и необходимость в еще большей гуманизации морали, что сохраняет
постоянную остроту данной проблемы.
Что же стоит на пути дальнейшего морального прогресса, какова природа того,
что получило в философской этике название морального зла? Вспомним некоторые
наиболее известные объяснительные конструкции.
Воззрения большинства античных философов объединяло то, что они связывали
моральное зло с теми или иными недостатками в личностных качествах
человека.
Так, этическая концепция Сократа базировалась на идее единства знаний и
добродетельности, моральные пороки считались следствием невежества,
отсутствия необходимых знаний.
В учении Платона аморальность, в основном, объяснялась преобладанием волевой
или эмоциональной мотивации (частей души) над всею душою, что приводит к
гневливости, агрессивности и распущенности.
Аристотель соглашался с существованием трех частей души и видел причины
морального зла в возможных дефектах каждой из них. Уровень моральности, по
его мнению, зависит от соблюдения меры в чувствах и действиях, нахождении
«золотой середины».
Другая концепция аморализма исходила из теории порочности, начальной
испорченности человеческой природы. Она существовала еще в дохристианские
времена, но наибольшей выразительности достигла в христианстве. Согласно ей,
вследствие грехопадения человек приобрел такие пороки как сластолюбие,
любопытство, властолюбие и другие. Идея начальной испорченности человеческой
души отразилась и в нерелигиозных теориях, например, в этике Канта. Он
считал, что человеку с рождения присущи такие врожденные дефекты как
недобросовестность, хрупкость (свойство уступать давлению эгоистических
мотивов), злонравие и иные, которые в определенных случаях могут оказываться
сильнее положительных побуждений.
С развитием научной психологии и психиатрии круг представлений об
индивидуальных психологических особенностях, в том числе и порождающих
проявления аморализма, значительно расширился.
|
|