главная страница
афинская академия
И.Трухин. Конфликтная субкультура как наша массовая культура
Как она выиграла сражение
страницы:
1 2 3 4
разделы:
1. Что нам нужно больше всего?
2. Каковы причины «морального зла»?
3. О негативном самоутверждении
4. На сцене — сильная личность
5. Конфликтная субкультура
6. «Прелести» супружеского и педагогического общения
7. Как она выиграла сражение
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
КАК ОНА ВЫИГРАЛА СРАЖЕНИЕ
Нужно полагать, что читатель встречает описание конфликтной
техники как нечто очень хорошо узнаваемое. Еще бы — это же мы, наше
повседневное общение, наш стиль! А может быть он и не может быть другим,
свободным от негативных обобщений, преувеличений, перебранки хотя бы время
от времени? Может быть, это и есть наиболее естественный, демократический
способ общения? Попробуем проследить пути конфликтной субкультуры.
Разумеется, конфликты имеют такой же возраст, как и само человечество.
Агрессивность — это самая естественная, легковозникающая реакция, не
требующая от человека никаких сознательных усилий, ума или моральных чувств.
Здесь можно привести любопытное наблюдение — реакцию гнева у младенца,
проявляющуюся в том, что он начинает бить ручками того, кто его держит.
Никто не учил его проявлять таким образом свое недовольство — это
инстинктивная форма поведения.
С развитием речи разнообразные проявления человеческих отношений все больше
перемещались в сферу вербального общения. На вербальный уровень перешло и
большинство агрессивных реакций. Представление о том, насколько насыщено
когда-то ими было человеческое общение, дает поведение дошкольников, которые
очень легко переходят от миролюбивого сотрудничества к обзыванию и
передразниванию друг друга. Выше уже отмечалось, что эволюция высшей нервной
деятельности человека представляла собой прежде всего совершенствование
процесса торможения, необходимого для сознательного блокирования,
предотвращения импульсивных, в том числе и агрессивных реакций. Постепенная
гуманизация общественных отношений означала сдерживание стихийной и
неуправляемой агрессивности и введение ее в русло определенных норм и
правил, что с ходом времени все больше относилось к вербальному общению Этот
процесс можно считать центральным, определяющим весь моральный прогресс
человеческого общества.
Процедуры общения «отшлифованы» многими тысячами поколений. В них
воплотилась интеллектуальная и эмоциональная мудрость, стремление к более
гуманным условиям существования. Мы привыкли к элементарным проявлениям
цивилизованного поведения и нам даже трудно представить, какая грандиозная
проделывается работа по предотвращению конфликтов и поддержанию миролюбия
выработанными обществом стереотипами поведенческой культуры. Качество и
уровень этической культуры как минимум наполовину (т.е. наравне с
техническим прогрессом) определяет уровень развития общества в целом.
Этическая культура каждого народа и человечества в целом представляет собой
многослойное явление, отражающее различные ступени ее развития у различных
слоев и групп населения, причем разница между полюсами весьма значительна.
|
|