Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий



главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Конфликтная субкультура как наша массовая культура

Как она выиграла сражение

страницы: 

1  2  3  4 

разделы

1. Что нам нужно больше всего?

2. Каковы причины «морального зла»?

3. О негативном самоутверждении

4. На сцене — сильная личность

5. Конфликтная субкультура

6. «Прелести» супружеского и педагогического общения

7. Как она выиграла сражение





Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

КАК ОНА ВЫИГРАЛА СРАЖЕНИЕ

Нужно полагать, что читатель встречает описание конфликтной техники как нечто очень хорошо узнаваемое. Еще бы — это же мы, наше повседневное общение, наш стиль! А может быть он и не может быть другим, свободным от негативных обобщений, преувеличений, перебранки хотя бы время от времени? Может быть, это и есть наиболее естественный, демократический способ общения? Попробуем проследить пути конфликтной субкультуры.

Разумеется, конфликты имеют такой же возраст, как и само человечество. Агрессивность — это самая естественная, легковозникающая реакция, не требующая от человека никаких сознательных усилий, ума или моральных чувств. Здесь можно привести любопытное наблюдение — реакцию гнева у младенца, проявляющуюся в том, что он начинает бить ручками того, кто его держит. Никто не учил его проявлять таким образом свое недовольство — это инстинктивная форма поведения.

С развитием речи разнообразные проявления человеческих отношений все больше перемещались в сферу вербального общения. На вербальный уровень перешло и большинство агрессивных реакций. Представление о том, насколько насыщено когда-то ими было человеческое общение, дает поведение дошкольников, которые очень легко переходят от миролюбивого сотрудничества к обзыванию и передразниванию друг друга. Выше уже отмечалось, что эволюция высшей нервной деятельности человека представляла собой прежде всего совершенствование процесса торможения, необходимого для сознательного блокирования, предотвращения импульсивных, в том числе и агрессивных реакций. Постепенная гуманизация общественных отношений означала сдерживание стихийной и неуправляемой агрессивности и введение ее в русло определенных норм и правил, что с ходом времени все больше относилось к вербальному общению Этот процесс можно считать центральным, определяющим весь моральный прогресс человеческого общества.

Процедуры общения «отшлифованы» многими тысячами поколений. В них воплотилась интеллектуальная и эмоциональная мудрость, стремление к более гуманным условиям существования. Мы привыкли к элементарным проявлениям цивилизованного поведения и нам даже трудно представить, какая грандиозная проделывается работа по предотвращению конфликтов и поддержанию миролюбия выработанными обществом стереотипами поведенческой культуры. Качество и уровень этической культуры как минимум наполовину (т.е. наравне с техническим прогрессом) определяет уровень развития общества в целом.

Этическая культура каждого народа и человечества в целом представляет собой многослойное явление, отражающее различные ступени ее развития у различных слоев и групп населения, причем разница между полюсами весьма значительна.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009