Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий



главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Конфликтная субкультура как наша массовая культура

На сцене — сильная личность

страницы: 

1  2 

разделы

1. Что нам нужно больше всего?

2. Каковы причины «морального зла»?

3. О негативном самоутверждении

4. На сцене — сильная личность

5. Конфликтная субкультура

6. «Прелести» супружеского и педагогического общения

7. Как она выиграла сражение





Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

НА СЦЕНЕ — «СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Степень стремления к самоутверждению, конечно, может иметь индивидуальные различия, но проблему составляет не то, что существуют особо властолюбивые индивиды, а то, что данная потребность органически порождается некоторыми особенностями общественной жизни и формируется практически у всех. В принципе, тенденции развития человеческой культуры направлены против этого явления, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Однако на чашу весов негативного самоутверждения история положила довольно весомый груз в виде образа сильной личности. Рассмотрим этот феномен поподробнее.

В течение многих тысячелетий своей истории человек представлял себя как существо, зависящее от несравнимо более могущественных сил природы и различных потусторонних сил. Социальные отношения у большинства людей также работали в пользу весьма скромной самооценки. Однако постепенно человечество становилось все более осведомленным, технически вооруженным и уверенным в себе. Такие события, как великие географические открытия, промышленная революция, эволюционная теория Дарвина, научно-техническая революция ХХ столетия послужили наиболее заметными факторами нового представления человека о себе. Оно отразилось в идеях рационализма, утилитаризма, позитивизма, персонализма, экзистенциализма. Современный человек уже не кажется себе слабым, и слова «раб божий» даже верующими воспринимаются как художественный образ.

У нового типа личности можно выделить такие наиболее явные черты: стремление к развитию и успеху, веру в прогресс, готовность к конкурентной борьбе, моральный релятивизм, прагматизм, Этот тип можно условно определить как «сильную личность», поскольку уверенность в человеческих возможностях выступает у него ведущим качеством.

Тип «сильной личности» хорош известен по его аристократическому варианту в западной художественной литературе. Это, например, герои О.Уайльда, Д.Лондона, Э.Хэмингуэя. В русской литературе наиболее заметно воплощают идею сильной личности такие персонажи как Печорин и Базаров. Им свойственен интеллектуализм, острая критичность, гибкое и парадоксальное мышление, ироничность, скептицизм, вера в науку и прогресс, стремление к самореализации, мужество и стойкость. Они стали выразителями наиболее ярких черт данного образа и оказали большое влияние на психологию личности нашей эпохи. Это был, так сказать, элитарный вариант образа «сильной личности». Литература XIX — XX столетий упивалась подобным типом личности, он очаровывал своим демонизмом, парил над массовой обывательщиной («глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах»), был провозвестником интригующего будущего. Немало сделала в этом направлении философия Ф.Ницше и его единомышленников.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009