главная страница
афинская академия
И.Трухин. Конфликтная субкультура как наша массовая культура
На сцене — сильная личность
страницы:
1 2
разделы:
1. Что нам нужно больше всего?
2. Каковы причины «морального зла»?
3. О негативном самоутверждении
4. На сцене — сильная личность
5. Конфликтная субкультура
6. «Прелести» супружеского и педагогического общения
7. Как она выиграла сражение
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
НА СЦЕНЕ — «СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Степень стремления к самоутверждению, конечно, может иметь
индивидуальные различия, но проблему составляет не то, что существуют особо
властолюбивые индивиды, а то, что данная потребность органически порождается
некоторыми особенностями общественной жизни и формируется практически у
всех. В принципе, тенденции развития человеческой культуры направлены против
этого явления, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Однако на чашу
весов негативного самоутверждения история положила довольно весомый груз в
виде образа сильной личности. Рассмотрим этот феномен поподробнее.
В течение многих тысячелетий своей истории человек представлял себя как
существо, зависящее от несравнимо более могущественных сил природы и
различных потусторонних сил. Социальные отношения у большинства людей также
работали в пользу весьма скромной самооценки. Однако постепенно человечество
становилось все более осведомленным, технически вооруженным и уверенным в
себе. Такие события, как великие географические открытия, промышленная
революция, эволюционная теория Дарвина, научно-техническая революция ХХ
столетия послужили наиболее заметными факторами нового представления
человека о себе. Оно отразилось в идеях рационализма, утилитаризма,
позитивизма, персонализма, экзистенциализма. Современный человек уже не
кажется себе слабым, и слова «раб божий» даже верующими воспринимаются как
художественный образ.
У нового типа личности можно выделить такие наиболее явные черты: стремление
к развитию и успеху, веру в прогресс, готовность к конкурентной борьбе,
моральный релятивизм, прагматизм, Этот тип можно условно определить как
«сильную личность», поскольку уверенность в человеческих возможностях
выступает у него ведущим качеством.
Тип «сильной личности» хорош известен по его аристократическому варианту в
западной художественной литературе. Это, например, герои О.Уайльда,
Д.Лондона, Э.Хэмингуэя. В русской литературе наиболее заметно воплощают идею
сильной личности такие персонажи как Печорин и Базаров. Им свойственен
интеллектуализм, острая критичность, гибкое и парадоксальное мышление,
ироничность, скептицизм, вера в науку и прогресс, стремление к
самореализации, мужество и стойкость. Они стали выразителями наиболее ярких
черт данного образа и оказали большое влияние на психологию личности нашей
эпохи. Это был, так сказать, элитарный вариант образа «сильной личности».
Литература XIX — XX столетий упивалась подобным типом личности, он
очаровывал своим демонизмом, парил над массовой обывательщиной («глупый
пингвин робко прячет тело жирное в утесах»), был провозвестником
интригующего будущего. Немало сделала в этом направлении философия Ф.Ницше и
его единомышленников.
|
|