главная страница
афинская академия
И.Трухин. Конфликтная субкультура как наша массовая культура
«Прелести» супружеского и педагогического общения
страницы:
1 2 3 4 5 6
разделы:
1. Что нам нужно больше всего?
2. Каковы причины «морального зла»?
3. О негативном самоутверждении
4. На сцене — сильная личность
5. Конфликтная субкультура
6. «Прелести» супружеского и педагогического общения
7. Как она выиграла сражение
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
«ПРЕЛЕСТИ» СУПРУЖЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
«Семейное счастье» относится к числу привычных
словосочетаний. Но, если попытаться выяснить, что более знакомо слуху:
«семейное счастье» или «семейные ссоры» — то результат может оказаться не в
пользу первого. Сколько существует семья, столько, как проклятие, тяготеют
над нею семейные конфликты. Странно, что один из самых ярких очагов
конфликтов пылает в том месте, которое природой предназначено для мира и
согласия.
Наше причинно-следственное мышление толкает нас на поиски объективных
причин, и они, конечно, легко находятся: пьянство, супружеская неверность,
несходство характеров, материальные трудности, плохие отношения с тещей или
свекровью. Все это, безусловно, имеется в изобилии, однако самым серьезным
деструктивным фактором является наша родная конфликтная техника, которая не
только подливает масла в огонь любой размолвки, но и создает их почти на
пустом месте. Общение с
наиболее близким человеком по иронии судьбы оказывается самым
безответственным, ибо такие «формальности» как сдержанность, вежливость и
такт считаются не обязательными, в результате чего стереотипам конфликтной
субкультуры дается полная свобода. В подтексте супружеского общения
содержится мысль, что партнеры любят друг друга и не должны обижаться, и они
действительно не обижаются, пока любят, но под воздействием постоянных
уколов любовь-то как раз и проходит.
Совершенно привычным и едва ли не обязательным элементом являются
преувеличения и отрицательные обобщения. «Сколько раз тебе можно
говорить...», «Неужели ты не понимаешь...», «До каких же пор можно...»,
«Вечно ты...», «Ну неужели нельзя...» и т.п. Такие формулировки, возможно,
не вызывают прямых конфликтов, так как неудобно придираться к словам, но они
откладываются в памяти, накапливают груз неприятных впечатлений.
Стиль пикирования, перебранки не только не исчезает, но часто становится
ведущим в супружеских диалогах, ибо именно здесь привыкший к нему человек
может полностью «отдаться любимому делу». Чаще всего он обнаруживается при
первых же трениях. В дальнейшем этот стиль обычно разворачивается во всю
свою полноту и проявляется даже в самых мирных и спокойных разговорах. Так
на вопрос «Ты купила продукты?» не отвечают «Нет» или «Я забыла», а
приблизительно так: «Я что, должна все помнить?». Эти легкие «отбривания»
становятся привычным «спортом», видом остроумия, «современным» стилем
поведения. Вместо ответов «да» и «нет» используются «а то ты не знаешь», «а
то нет», «как бы не так», «еще чего», «чего захотел!» и тому подобные. Речь
изобилует грубоватыми выражениями вроде «обалдел», «врезал дуба»,
«сдвинутый», «разорался», «жрать». Многие считают нормальным не приветливый
и ласковый (это наивно и попахивает мягкотелой интеллигентностью), а слегка
ворчливый и насмешливый тон супружеского общения без всяких «фиглей-миглей».
|
|