главная страница
афинская академия
И.Трухин. Как выглядят
кнут и пряник в сегодняшней педагогике
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
УСЛОВИЯ ДОПУСТИМОСТИ
НАКАЗАНИЯ
Посмотрим, какие следует
соблюдать основные условия, чтобы
педагогические наказания были, по
возможности, наиболее эффективны.
• Наказание,
безусловно, должно быть справедливым, т.е.
применяться не под влиянием плохого
настроения педагога и при полной
уверенности в виновности учащегося. Если
такой уверенности нет, наказывать не
следует.
• Наказания допустимы
преимущественно за различные виды
нечестности, откровенного эгоизма,
агрессивности и активного высокомерия по
отношению к товарищам, принимающего
форму издевательства над ними. Наказания
за лень и неуспеваемость менее этичны и
действенны, поскольку эти недостатки
чаще всего являются следствием волевого
недоразвития ребенка. В этих случаях
нужны не наказания, а помощь. Конечно, по
большому счету, агрессивность и
высокомерие также связаны с какими-либо
внешними для человека факторами, однако
на данном этапе своего развития общество
не может снять с индивида вину за
подобное поведение. Полная
ответственность касается взрослых, а у
ребенка всегда следует пытаться отделить
влияние внешних обстоятельств от
внутренней, морально негативной
мотивации поступков, которая поддается
коррекции.
• Особую категорию оставляют случаи
конфронтации учащихся с педагогами, так
называемые конфликты отношений, когда
ученики становятся в намеренную
оппозицию, “делаю назло”. Это очень
сложный класс ситуаций, обычно
касающийся подростков и
старшеклассников. Идеальным вариантом,
очевидно, была бы “нулевая реакция”
педагога на вызывающие выходки или
иронию таких учеников, но требовать этого
от современных педагогов просто
нереально. В таких случаях наказания
уместны при наличии “состава
преступления”, т.е. грубость, явного
неподчинения, а на обидные для педагога
подтексты нужно постараться ответить
мудрым и спокойным игнорированием либо
более тонкой иронией, но не откровенным
озлоблением. Радикальным выходом служит
устранение конфликта, примирение,
улучшение отношений с подростком.
• Нельзя строить наказание на критике
физических недостатков или каких-либо
личностных особенностей ученика,
выставляющих его в невыгодном свете,
например, неуклюжей походки, дефектов
речи и т.п. К сожалению, педагоги иногда не
могут удержаться от соблазна подчеркнуть
смешные особенности ребенка. Недопустима
дискредитация в глазах ребенка его
родителей.
• Наказывая ученика, педагог должен
каким-то образом показать, что его личное
отношение к ребенку не меняется и что, в
принципе, ребенок имеет возможность
восстановить свою добрую репутацию.
|
|