главная страница
афинская академия
И.Трухин. Как выглядят
кнут и пряник в сегодняшней педагогике
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Игорь Трухин
КАК ВЫГЛЯДЯТ
КНУТ И ПРЯНИК
В СЕГОДНЯШНЕЙ ПЕДАГОГИКЕ
|
|
|
|
ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМ
В педагогике обучения и
воспитания есть много сложных проблем, но,
наверное, одной из ключевых и наиболее
важных является проблема стимулирования,
т.е. того, как воздействовать на ребенка,
чтобы добиться от него желаемого
поведения. В определенном смысле, это
проблема проблем, средоточие основных
трудностей, поисков, педагогических
усилий, поскольку от эффективности
стимулирования очень часто зависит весь
успех педагогического процесса.
В принципе, ребенок любого возраста
считает естественным руководство со
стороны родителей и педагогов, но на пути
от этой принципиальной готовности до
поведения стоит целый ряд значительных
препятствий. Их подлинная причина
заключается в недостаточности
способностей или воли ребенка, однако
преобразованные самолюбием и
потребностью в самоутверждении, они
приобретают различные формы
сопротивления, которые самим детям
кажутся глубоко мотивированными,
справедливыми и чуть ли не благородными.
Тактические ошибки взрослых:
несдержанность, недостаточная
тактичность, наказующие акценты — играют
на руку детской позиции отпора и
усложняют задачу педагогического
влияния.
КНУТ И ПРЯНИК
Проблема стимулирования имеет
такой же возраст, как и само человечество.
Кардинальные способы стимулирования
хорошо отражены в поговорке “кнут и
пряник”. Наши далекие предки, не
мудрствуя лукаво, преимущественно
использовали “кнут”, т.е. различные
физические и моральные наказания, что
соответствовало и суровому укладу жизни,
и представлениям о человеческой
психологии, в которой якобы преобладали
злые помыслы, изменить которые можно
только суровостью и жестокостью. К
сожалению, вся история воспитания
неотделима от наказаний. Об их господстве
свидетельствуют письменные документы,
античные и средневековые рисунки, где
учитель часто изображен с палкой или
пучком розог. Сейчас даже трудно
представить ту стихию жестокости,
которая царила в семейном и школьном
воспитании; еще в ХІХ веке физические
наказания применялись во всех средних
учебных заведениях и почти во всех семьях,
включая императорские.
|
|