Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Как выглядят кнут и пряник в сегодняшней педагогике

 

страницы: 

1  2  3  4  5 

6  7  8  







Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Игорь Трухин

КАК ВЫГЛЯДЯТ КНУТ  И  ПРЯНИК
В СЕГОДНЯШНЕЙ ПЕДАГОГИКЕ


ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМ

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

В принципе, ребенок любого возраста считает естественным руководство со стороны родителей и педагогов, но на пути от этой принципиальной готовности до поведения стоит целый ряд значительных препятствий. Их подлинная причина заключается в недостаточности способностей или воли ребенка, однако преобразованные самолюбием и потребностью в самоутверждении, они приобретают различные формы сопротивления, которые самим детям кажутся глубоко мотивированными, справедливыми и чуть ли не благородными. Тактические ошибки взрослых: несдержанность, недостаточная тактичность, наказующие акценты — играют на руку детской позиции отпора и усложняют задачу педагогического влияния.

КНУТ И ПРЯНИК

Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и само человечество. Кардинальные способы стимулирования хорошо отражены в поговорке “кнут и пряник”. Наши далекие предки, не мудрствуя лукаво, преимущественно использовали “кнут”, т.е. различные физические и моральные наказания, что соответствовало и суровому укладу жизни, и представлениям о человеческой психологии, в которой якобы преобладали злые помыслы, изменить которые можно только суровостью и жестокостью. К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, где учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009