главная страница
афинская академия
И.Трухин. Как выглядят
кнут и пряник в сегодняшней педагогике
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Во-первых, педагоги являются
представителями (хотя, слава богу, не
худшими) массовой психологии и культуры
общения, в которой абсолютно
господствует стереотип борьбы и
преодоления, а не прощения нарушений
ролевого поведения. Ролевое поведение
учащихся заключается в выполнении
требований педагога и потому
невыполнение вызывает наказующие
побуждения. Реакция отпора и наказания,
несмотря на христианскую проповедь
непротивления, осталась совершенно
органичной, почти непроизвольной для
наших современников.
Во-вторых, специфика работы с детьми
связана с постоянным противостоянием и
конфликтными ситуациями. Даже взрослые
люди небезупречны в выполнении
необходимых требований руководства, а уж
дети в силу своей импульсивности тем
более недисциплинированны. Все это
усиливается “субкультурой
сопротивления”. Вот и получается, что
работа учителя — это не просто
преподавание, а постоянное преодоление и
борьба. Педагогу трудно вести борьбу и
при этом оставаться мягким, сдержанным и
приветливым. Недовольство и раздражение
ищет выхода, а поскольку физические
наказания и грубая брутальность
невозможны, отрицательные эмоции
выливаются в ворчание, язвительность,
нотации и прочие стереотипы “наказующей
педагогики”.
МЕТОДЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО
ПОДКРЕПЛЕНИЯ
Учитывая реалии сегодняшнего
дня, следует признать, что методы
отрицательного подкрепления, в целом, еще
не ушли в прошлое и потому нужно
использовать их наиболее грамотно и с
наименьшим педагогическим вредом, а не
делать вид, что их не существует. Форм
использование методов отрицательного
подкрепления в массовой практике
сравнительно немного и чаще всего это,
как уже отмечалось, различные виды
замечаний педагога. Творчество в этой
области в его этически приемлемом виде
было бы нелишним (например, разработка
системы штрафных очков), во всяком случае,
оно могло бы уменьшить влияние
субъективизма педагогов.
Простейшим и педагогически приемлемым
методом отрицательного подкрепления
является негативная мимическая реакция
педагога, например, укоризненный взгляд,
нахмуренные брови, покачивание головой и
т.п. Конечно, хмурое и недовольное
выражение — это не лучшая экспрессия для
педагога, но, что поделаешь, иногда это
необходимо, и было бы хорошо, если бы
дальше этого дело не шло.
Однако дальше этого дело все же идет:
существуют вербальные отрицательные
подкрепления, различные замечания,
которые и составляют наиболее
распространенную, типичную форму
школьного наказания. Другие формы, скажем,
удаление из класса, вызов родителей,
исключение либо не приветствуются
администрацией школ, либо являются
редкой или крайней мерой.
|
|