главная страница
афинская академия
И.Трухин. Как выглядят
кнут и пряник в сегодняшней педагогике
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
ПОХВАЛА
Не следует думать, что
существующие поощрения не эффективны,
что они “не работают”. Даже
положительная мимическая реакция
педагога или лаконичное одобрение — это
совсем немало, ибо улыбка и теплое слово,
как хлеб, никогда не надоедают.
Приветливое и радушное лицо педагога —
это поистине педагогический вклад.
Что касается похвалы, то она требует
определенных условий ее применения,
иначе может оказаться медвежьей услугой
или быть непедагогичной. Попробуем
назвать основные из них.
• Хвалить
следует, в основном, за приложенные
усилия, а не за то, что дано ребенку от
природы: способности или внешние данные.
Незаслуженная похвала вызывает зависть
товарищей и настраивает их против
учителя.
• Не следует при классе хвалить
ученика за то, что не поддерживается
группой, даже если это совершенно
правильное, с точки зрения педагога,
поведение. Такая похвала порождает уже не
зависть, а агрессию. Так, если только один
ученик из класса подготовился к уроку,
похвала в его адрес, как правило,
противопоставляет его группе, хотя он,
конечно же, ни в чем не виноват. В этом
случае лучше похвалить его наедине.
• В каждой группе всегда есть
неформальная иерархия, те одни считаются
более заслуживающими похвалы, чем другие.
Настойчиво хвалить “козлов отпущения”
— дело довольно опасное для них же и для
отношения группы к педагогу. Это не
значит, что их нельзя хвалить — как раз их
нужно поддерживать, но мотивированно,
постепенно меняя отношение к ним группы.
• Дети очень охотно и преувеличенно
приписывают учителям “любимчиков”, и у
учителей действительно и обоснованно
есть более приятные для них ученики, но
хвалить их нужно с учетом этого момента.
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ
ОЦЕНКОЙ
Остановимся теперь
на поощрении с помощью учебных оценок. В
принципе, оценка является не поощрением
или наказанием, а мерилом знаний, но
практически никому из учителей не
удается уйти от использования оценки как
стимулирующего средства, и потому нужно
стремиться делать это наилучшим образом.
Любой педагог тонко чувствует влияние
его оценки на учащихся, улавливает те
моменты, когда можно немного завысить
оценку с целью поддержки и поощрения. В
большинстве случаев интуиция и
доброжелательность учителя служат
хорошими советчиками, однако все же
следует указать на некоторые типичные
ошибочные позиции.
|
|