главная страница
афинская академия
И.Трухин. Как выглядят
кнут и пряник в сегодняшней педагогике
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Однако постепенно соотношение “кнута”
и “пряника” становилось все более
сложным, поскольку в процессе долгого и
постепенного накопления морального
опыта утверждались идеи большой
педагогической терпимости и мягкости. В
ХХ веке физические наказания в развитых
странах, в принципе, были изжиты, что
знаменовало собой новую педагогическую
эпоху.
Нынешний этап педагогического
стимулирования, как, собственно говоря, и
каждый, живет в состоянии постоянного
противоречия между привычной и
традиционной педагогической техникой и
более демократическими требованиями
воспитанников. Вечная закономерность
заключается в том, что потребность
воспитанников в более гуманном подходе
всегда опережает педагогическую
практику, говоря иначе, педагог в глазах
ребенка всегда более или менее
консервативен. То поведение педагогов,
которое представлялось бы нашим предкам
верхом гуманности, может казаться
современному ребенку жестким и
несправедливым. Из этой закономерности и
исходит постоянная необходимость в
совершенствовании методов
стимулирования.
РОСКОШЬ ПООЩРЕНИЯ
В наши дни в теории прочно
утвердилась мысль о том, что преобладать
должны методы положительного
подкрепления, поскольку они и более
гуманны, и более эффективны. Это явилось
результатом, с одной стороны, прогресса
этики, а с другой стороны — данных
психологической науки. Последние
показали, что вера в себя и стремление к
достижениям как результат поощрения
более плодотворны, чем страх перед
наказанием. Вот, в частности, интересное
наблюдение: когда теннисист хвалит себя
за удачные удары, он играет лучше, чем
тогда, когда ругает себя за промахи.
Сейчас даже дрессировщики стремятся
больше применять положительное
подкрепление, чем отрицательное.
Круг поощрений в массовой школьной
практике довольно ограничен, чаще всего
это приветливый взгляд и улыбка педагога
или слова типа “молодец”, “очень хорошо”,
“замечательно” и т.п., похвала, учебные
оценки знаний учащихся. Как ни странно, в
нашей педагогике всегда уделялось очень
мало внимания разработке методов
положительного подкрепления и, в
частности, поощрений. В советские времена
господствовала негласная доктрина, что
поощрение — это что-то вроде
необязательной роскоши, поскольку
трудолюбие и усердие являются
элементарной обязанностью каждого
человека, которая должна выполняться без
особого подкрепления. Поощрения, конечно,
существовали, но особенно заботиться об
их разнообразии и усовершенствовании в
школьном воспитании никому не приходило
в голову (в отличие от военного дела, где
необходимость наград всегда хорошо
осознавалась). Можно уверенно сказать,
что разработка методов положительного
подкрепления является одной из важных
задач нашей сегодняшней педагогики.
|
|