Про школу
четвер, Червень 11, 2009 | Алла Слотвинская
Если у родителей есть претензия
Претензии бывают:
- обоснованные — опирающиеся на реальные факты;
- необоснованные — опирающиеся на субъективную интерпретацию фактов, домысливание родителями, то есть не соответствующее действительности.
Если родитель обращается с обоснованной претензией, то педагог работает с реальной ситуацией — выясняет причины, определяет пути ее исправления.
Если родитель обращается с необоснованной претензией, то возможны два варианта действий — неконструктивный и конструктивный.
Типичные неконструктивные способы реагирования на необоснованные претензии:
- стремление оправдаться;
- обвинение себя;
- обещание исправить ситуацию;
- поиски виновного (взрослого или ребенка);
- стремление переложить ответственность (жалоба в администрацию).
Конструктивный способ реагирования на необоснованные претензии опирается на понимание действительных потребностей родителя:
- выплеснуть агрессию, раздражение;
- почувствовать собственную силу, значимость;
- избежать одиночества;
- скрыть родительскую некомпетентность;
- снизить свои страхи за ребенка.
Этапы конструктивной беседы с родителем:
1. Необходимо «побывать» в предъявляемой ситуации:
- выслушать родителя, дать ему выговориться;
- выразить понимание («Я понимаю, что Вы обеспокоены...», «Конечно, Вас огорчает...», «Я с Вами абсолютно согласна» и т.д.)
2. Перейти от конкретной ситуации к общим проблемам ребенка («А вот меня беспокоит...», «Я часто замечаю...», «Саше трудно...» и т.д.)
3. Описать свои действия в отношении проблемы ребенка («Я со своей стороны, говорю ему:...», «В этом случае я поступаю так то...»)
4. Запросить помощь родителя в разрешении проблемы ребенка. («Давайте попробуем вместе помочь Ване...»)
5. В случае необходимости рекомендовать обратится к психологу.
(По материалам О.В. Хухлаевой «Школьная психологическая служба. Работа с педагогами.»)
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2009
Теги: дети, психология, рекомендации, родители