Про школу

субота, Листопад 17, 2012   |   Виктория Красюк

Идеальный образ учителя: каков он?

В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

Каков же идеальный образ учителя современности? У психологов  и на этот счет имеется свое мнение. Не буду утверждать, что все ниже перечисленное я вывела сама, зато я полностью с этим согласна.

Если опираться на характеристики, с помощью которых Мас­лоу (видный американский психолог, основатель гуманистической психологии) описывал психологически здоровых людей, то идеальный учитель обладает следующими качествами.

  1. Умением принимать себя, других, природу. Такие люди при­нимают себя такими, какие они есть, осознавая собственную ценность и уникальность. Они не сверхкритичны к своим недостаткам, не отягощены чрезмерным чувством вины, сты­да, тревоги. Они принимают свою физиологическую приро­ду, ощущая радость от еды, сна, сексуальной жизни. В людях они умеют видеть достоинства и прощать им недостатки, по­этому могут терпимо относиться к слабостям других.
  2. Непосредственностью, простотой, естественностью. Они не стремятся произвести впечатление. Позволяют себе быть со­бой и открыто выражают свое мнение, общаясь с людьми различных социальных слоев и статусов. Они не прячутся за социальную роль, разрешают себе выходить из нее. Не имеют запретов на проявление чувств, то есть умеют открыто заяв­лять о своем гневе, обиде, страхе, не ущемляя при этом инте­ресы других людей.
  3. Свежестью восприятия. Это умение видеть новое и пре­красное в обычных событиях жизни (прогулка по лесу, обще­ние с людьми). Поэтому жизнь представляется таким людям радостной и интересной.
  4. Глубокими межличностными отношениями. Они умеют уста­навливать близкие взаимоотношения с родными и друзьями. Легко общаются с детьми.
  5. Наличием чувства юмора. Предпочитают философский доброжелательный юмор. Любят посмеяться. Часто улыбаются.
  6. Креативностью. Такие люди умеют подходить к жизни творчески. Имеется в виду творчество в широком смысле этого слова. Оно может выражаться в выпечке пирогов или выра­щивании цветов, вышивании или посещении театров и т.п.
  7. Самодостаточностью. Это возможность полагаться на свой собственный потенциал и не зависеть от оценок окружаю­щих, что проявляется в отсутствии обязательного стремления к высокому статусу, престижу, популярности.
  8. Центрированностью на проблеме. Это наличие привержен­ности какой-то задаче, долгу, призванию или любимой рабо­те. Имеется в виду, что такие люди центрированы не на себе, а на проблеме, которую они считают своей жизненной мис­сией.
  9. В специфике условий сегодняшнего мира стоит особо выделить наличие оптимистической жизненной позиции учителя. Сегодня многие руководители школ отмечают, что люди перестают «зажигаться» на работе, вроде бы все делают, но без особого усердия, часто жалуются по разным причинам и заявляют об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а нередко и от собственных детей. По этим описаниям можно заключить, что все чаще и чаще педагоги впадают в такое состояние, как депрессия. Сейчас депрессия становится не болезненным исключением, а привычным явлением. Во многом это следствие преобладания в обществе так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ. Но подобному воздействию в первую очередь подверже­ны те взрослые, которые испытали его еще в детстве. А со­временные методы воспитания детей просто пронизаны яв­лением негативного программирования. Родители и другие взрослые, окружающие  современного ребенка скорее склон­ны отмечать его недостатки, чем достоинства, его недоработки, чем достижения. Нередко ребе­нок вообще не имеет представления о своих хороших каче­ствах.Поэтому сегодня среди взрослых, вышедших из современ­ного детства, так распространен пессимизм, который является важнейшей предпосылкой депрессии. Более того, М. Зелигман — американский психолог — считает, что само пребыва­ние в пессимистическом настроении уже является слабой фор­мой проявления депрессии. Он  проводил многочис­ленные исследования оптимизма и пессимизма как атрибу­тивного стиля человека, то есть способа его объяснения своих неудач и успехов.  На основании их был сделан вывод, что пес­симизм не только предрасполагает к депрессии и психосоматическим заболеваниям, но и существенно снижает эффек­тивность труда, приводит к ощущению беспомощности, отка­зу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, то есть к пассивности.Поэтому, что бы современному обществу преодолеть очередную «чуму», необходимо чтобы наших детей окружали люди с оптимистической жизненной позицией.

Понятно, что данный «портрет» психологически здорово­го учителя является «красивой картинкой», но все же его по­лезно знать как образ, ведь это не только повысит нашу квалификацию, но просто может сделать нас счастливыми людьми.

В статье использованы материалы книги О.В. Хухлаевой «Школьная психологическая служба»

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2012

Теги: , , , ,

            1,198

 


Автори сайту
avatar Виктория Красюк
Усі автори
Про автора