Про школу
четвер, Жовтень 28, 2010 | Евгений Чепорнюк
Феномен интернет-зависимости
Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.
Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации) личности, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики (конечно как однозначно негативные трансформации) и — в меньшей степени — исследователей:
- Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций. Крайний вариант — хакерство.
- Увлеченность компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант — игромания.
- Увлеченность сетевой коммуникацией. Крайний вариант — Интернет-аддикция.
Все это захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.
В настоящее время интенсивно обсуждается феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder , или IAD). Исследователи исходят из возможности развития зависимости(аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций.
Эта зависимость возникает посредством общения через Интернет, образуется благодаря его свойствам и характеристикам — тому, чего нет в других формах коммуникаций.
Спорный вопрос! Симптоматика зависимости от Интернета не всегда отделена от симптоматики «технологической зависимости» или, например, «зависимости от компьютеров». Поскольку любое увлечение человека в крайней свой форме дет определенные основания говорить об аддикции.
Мы рассматривали такой аспект IAD, как общение с помощью Интернета (ведь общение в Интернете обладает неповторимыми свойствами). Оно полностью анонимно, демократично, доступно и массово. Это чрезвычайно привлекательно.
Что может приводить к Интернет-зависимости в таких условиях? — Отсутствие навыков коммуникативной компетентности при общении оффлайн, «яркая» индивидуальность, ограниченные возможности для общения (инвалидность, например). Дети ждут очередного сеанса связи, чтобы снова поговорить с «друзьями» из Интернета. Для чего? — Для удовлетворения потребностей, которые невозможно реализовать вне Интернета.
Однако отсутствие клинических исследований, посвященных феномену интернет-зависимости, не позволяют говорить о заболевании, а вот заявлять о таком феномене, исследовать его и оказывать психологическую помощь подверженным ему людям — вполне возможно.
Приведем поведенческие характеристики, которые могут быть отнесены к этому синдрому:
- экономический аспект: неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на Интернет все больше денег, не останавливаясь перед влезанием в долги;
- межличностный аспект: готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете, способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах и учебе, важных личных встречах, пренебрегая занятиями; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного рода образа жизни; готовность мириться с потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;
- аспект здоровья: резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности, пренебрежение личной гигиеной; постоянное забывание о еде.
НО:
За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения.
Расширение симптоматики, преувеличение количества потенциальных пациентов, шумиха в прессе удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям этого феномена.
Феномен зависимости от Интернета постоянно изменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения.
Такой феномен может проявить себя в школе, где появился Интернет. В таком случае школьная психологическая служба должна быть готова заранее, то есть мы считаем, что необходимы профилактические меры по предупреждению интернет-зависимости.
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
Существует «группа риска» среди учащихся, которые могут быть подвержены «интернет-зависимости». Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.
В результате дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям. Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех учащихся школы, она универсальна.
Целями программы являются развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы.
В задачи программы входит проведение психогимнастических упражнений, систематических тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.
Взято из сети
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2010
Теги: зависимость, интернет, общество, психология, социализация