Четвер, 11 Червня, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности младших школьников

Самосознание

У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям – когда получает частые похвалы учителя и родителей. Соотношение похвалы к критике должно быть 5 к 1.
Через призму своего “у меня получается” ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи как неумение “быть хорошим”. Например, ребенок может думать о себе: “Я плохой, потому что я плохо пишу.” Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность “стать хорошим”, но и потерять к этому стремление: “я плохой, но мне это безразлично.”

Отношения с родителями

В это время взаимоотношения ребенка с родителями опосредуются школой. Учитель становится для ребенка новым авторитетом, на него изливается часть любви, которая раньше всецело принадлежала родителям. Учитель, по мнению ребенка, знает и умеет абсолютно все, и не должен иметь недостатков. Порою, это может вызывать ревность родителей.
Часто родители ожидают от ребенка, что он будет учиться только на одиннадцать-двенадцать. Соответственно ребенок понимает, что если он будет успешен, родители будут его любить, а если нет – он будет лишен любви. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими. Однако наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Это может привести к нарушениям психологического здоровья ребенка.

Общение со сверстниками

Младшие школьники – это еще дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможность пообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро. Общение происходит в основном в однополых группах: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Хотя детский интерес к противоположному полу сохраняется, включая в себя любопытство к половым органам друг друга.

Нормативные страхи

В этом возрасте нормальными являются страхи смерти и отвержения сверстниками.
Также в это время активно развиваются социальные страхи: страх не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и т.п.). Появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические, и первым признаком этого можно назвать появление страха перед учителем. И родители могут помочь ребенку, помогая увидеть учителя как обычного человека со своими достоинствами и недостатками, и как следствие – принять его.