главная страница
афинская академия
О.Нечаева. Проблема формирования мотивации...
страницы:
1 2 3 4
примечания:
1 2 3 4 5
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Примечание 4
Почему же мы так стремимся к
тому, чтобы у ребенка сформировалась учебная
мотивация, основанная именно на внутренних
побуждениях, не исключая при этом внешних, но и не
возводя их в ранг первостепенных?
Существует целый ряд объяснений такого рода
предпочтения. Исследования В.И. Чиркова остро
ставят проблему изучения внутренней мотивации и
всестороннего анализа факторов, как
способствующих, так и препятствующих ее
проявлению.
Результаты его исследований показывают, что:
1. Обучение, основанное на внутреннем интересе,
будет значительно успешнее, так как при наличии
такого интереса ребенок способен работать
дольше без каких бы то ни было внешних
подкреплений. В то же время преобладание внешней
мотивации способствует снижению познавательной
активности. Поэтому достаточно часто при
исчезновении внешних стимулов ребенок
утрачивает интерес к учебе.
2. Школьники, которых привлекает, прежде всего,
интерес к самому процессу учения, склонны
выбирать более сложные задания, что позитивно
отражается на развитии их познавательных
процессов.
Учащиеся с внешней мотивацией, как правило, не
получают удовлетворения от преодоления
трудностей при решении учебных задач. Поэтому
такие дети выбирают более простые задания и
выполняют только то, что необходимо для
получения подкрепления. В условиях школы таким
подкреплением чаще всего является оценка
учителя.
3. Отсутствие внутреннего стимула способствует
росту напряженности, уменьшению спонтанности,
что оказывает подавляющее действие на
креативность ребенка, в то время как наличие
внутренних побуждений способствует проявлению
непосредственности, оригинальности, росту
креативности и творчества.
Кроме того, преимуществом внутренних учебных
мотивов является:
положительное влияние на решение творческих
задач, не имеющих четкого алгоритма решения
(эвристический метод);
эмоциональное удовлетворение от выполнения
задания, преодоления трудностей при решении
учебных задач, что вызывает положительные
эмоции, основанные, прежде всего на внутреннем
интересе;
повышение самоуважения ребенка, его самооценки.
|
|