главная страница
афинская академия
И.Трухин. Очерк педагогического новаторства ХХ века
1. Отправные точки педагогического поиска
страницы:
1 2 3
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
В России наиболее ранними и
известными в этом отношении стали эксперименты
Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, хотя в обоих случаях
они были кратковременными и не очень удачными.
Дух эволюционизма, демократизма и “свободного
воспитания” нашел наиболее широкое и
последовательное воплощение в педагогических
взглядах американского философа и педагога
Джона Дьюи (1859 — 1952), который, в свою очередь,
оказал большое влияние на многих педагогов на
всех континентах. Дьюи считал, что ребенок в
онтогенезе повторяет путь познания
человечеством окружающего мира. Обучение должно
проходить в форме преимущественно трудовой и
игровой деятельности, в ходе исследовательской
деятельности ребенка, изготовления им макетов,
схем, постановки опытов, нахождения ответов на
спорные вопросы, восхождения от частного к
общему, т.е. использования индуктивного метода
познания. Педагог должен только создавать
условия для такой исследовательской
деятельности, а не обучать ребенка по готовой
программе. Такой путь, по мысли Дьюи, естественен
для детской психики и более продуктивен, чем
традиционный. Концепция получила название
инструментальной педагогики.
Собственно воспитательная идея Д.Дьюи
заключалась в необходимости формирования у
детей гражданской активности, заботы об
общественном благе, стремлении к сотрудничеству
и помощи другим людям, что отражало рост
демократического и социалистического сознания
того времени.
Известной и влиятельной педагогической
системой в русле демократизации и гуманизации
образования стала “Вальфдорская педагогика”,
основателем которой был немецкий философ и
педагог Р.Штейнер (1861 — 1925). В ней также явно
чувствуется влияние эволюционных представлений,
хотя сам Р.Штейнер был далек от материализма.
Учебные программы, хотя и довольно свободные,
построены так, что они отражают эпохи развития
человечества, последовательность приобретения
им знаний от простого к сложному, а также периоды
развития отдельного человека, довольно
произвольно сконструированные Р.Штейнером и
разбитые им на семилетние отрезки. В целом же,
программа охватывает основные области
человеческой мысли, не обедняя содержание
обучения по сравнению с традиционным школьным.
Большее, чем обычно, внимание уделяется
эстетическому, физическому развитию и трудовому
обучению. Характерны мягкие методы влияния на
ребенка, минимум давления и принуждения.
Во Франции несколько позже приобрела
известность педагогическая система С.Френе (1896 —
1966), очень близкая по духу Вальфдорской
педагогике. Здесь также делается акцент на
самостоятельную исследовательскую активность
ребенка, поиски и эксперимент, решение
проблемных ситуаций.
|
|