Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин. Очерк
педагогического новаторства
ХХ века


1. Отправные точки педагогического поиска

страницы:

1  2  3 






Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

В России наиболее ранними и известными в этом отношении стали эксперименты Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, хотя в обоих случаях они были кратковременными и не очень удачными.

Дух эволюционизма, демократизма и “свободного воспитания” нашел наиболее широкое и последовательное воплощение в педагогических взглядах американского философа и педагога Джона Дьюи (1859 — 1952), который, в свою очередь, оказал большое влияние на многих педагогов на всех континентах. Дьюи считал, что ребенок в онтогенезе повторяет путь познания человечеством окружающего мира. Обучение должно проходить в форме преимущественно трудовой и игровой деятельности, в ходе исследовательской деятельности ребенка, изготовления им макетов, схем, постановки опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Педагог должен только создавать условия для такой исследовательской деятельности, а не обучать ребенка по готовой программе. Такой путь, по мысли Дьюи, естественен для детской психики и более продуктивен, чем традиционный. Концепция получила название инструментальной педагогики.

Собственно воспитательная идея Д.Дьюи заключалась в необходимости формирования у детей гражданской активности, заботы об общественном благе, стремлении к сотрудничеству и помощи другим людям, что отражало рост демократического и социалистического сознания того времени.

Известной и влиятельной педагогической системой в русле демократизации и гуманизации образования стала “Вальфдорская педагогика”, основателем которой был немецкий философ и педагог Р.Штейнер (1861 — 1925). В ней также явно чувствуется влияние эволюционных представлений, хотя сам Р.Штейнер был далек от материализма. Учебные программы, хотя и довольно свободные, построены так, что они отражают эпохи развития человечества, последовательность приобретения им знаний от простого к сложному, а также периоды развития отдельного человека, довольно произвольно сконструированные Р.Штейнером и разбитые им на семилетние отрезки. В целом же, программа охватывает основные области человеческой мысли, не обедняя содержание обучения по сравнению с традиционным школьным. Большее, чем обычно, внимание уделяется эстетическому, физическому развитию и трудовому обучению. Характерны мягкие методы влияния на ребенка, минимум давления и принуждения.

Во Франции несколько позже приобрела известность педагогическая система С.Френе (1896 — 1966), очень близкая по духу Вальфдорской педагогике. Здесь также делается акцент на самостоятельную исследовательскую активность ребенка, поиски и эксперимент, решение проблемных ситуаций.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009