главная страница
афинская академия
И.Трухин. Педагогические инновации XX века
страницы:
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ТРУДА
(С.Френе, 1896 — 1966)
Метод проектов. Группа выстраивает
коллективные проекты, которые обсуждаются,
принимаются, вывешиваются на стенках (это могут
быть любые, даже самые фантастические планы).
Педагог вмешивается только тогда, когда проекты
нарушают свободу других. В процессе выполнения
проекта каждый ученик может выступить по
отношению к другому в качестве учителя.
Класс — открытая для общения и участия других
система: дети приглашают к себе, ходят к другим,
переписываются, путешествуют. Поощряются
кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и
соревнование.
Самоуправление. В школе создается
кооператив, во главе которого стоит выборный
совет, руководящий самообразованием учащихся.
Процедура подведения итогов опирается на
ребячье самоуправление и самоорганизацию и
происходит регулярно: у младших ежедневно, у
старших — реже, по мере надобности.
Культ информации. Важно иметь знания, но еще
важнее знать, где и как их добыть. Информация
имеется в книгах, аудио и компьютерных средствах,
предпочтение отдается личному общению с
владельцем информации.
Самовыражение ребенка также связано с
информацией: дети пишут свободные
тексты-сочинения, сами делают типографский
набор, изготавливают клише, издают книжки.
Письменная речь и навыки чтения формируются на
основе детских свободных текстов, которые каждый
ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает
“текст дня”, фиксирует его, и все переписывают
этот текст, при этом каждый может внести свои
дополнения и “редакторскую правку”.
Планирование. Учебники в школе заменены
особыми карточками, содержащими порцию
информации, конкретные задания или контрольные
вопросы. Ученик выбирает для себя определенный
набор карточек (индивидуальную программу
обучения). Каждый составляет с помощью учителя
индивидуальный недельный план, в котором
отражены все виды его работы.
Культ труда. В школе создается школьный
кооператив, членами которого являются все
учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в
мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом
руководит выборный совет, раз в неделю проходят
собрания. Большое внимание уделяется гласности.
Каждый заполняет четыре колонки общего
листа-газеты: “Я сделал”, “Я хотел бы”, “Я
хвалю”, “Я критикую”.
|
|