главная страница
афинская академия
И.Трухин и др. Школа психо- логического комфорта?
страницы:
1 2 3 4 5
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ: СРЕДНЕЕ =
ПОСРЕДСТВЕННОЕ?
Каковы же причины массовой
неспособности школьников качественно
усваивать важнейший учебный материал?
В педагогической теории и практике
принято объяснять это недостаточной
методической квалификацией педагогов и, в
еще большей степени, — отсутствием
полноценной помощи со стороны родителей.
Однако назовем вещи своими именами: далеко
не все ученики в принципе способны в реальных
школьных условиях хорошо успевать по
наиболее сложным предметам. (Речь идет
именно о реальных условиях с реальными,
типичными учителями и родителями.) В каких-нибудь
особых, экспериментальных условиях,
очевидно, можно добиться от среднего
ученика высоких результатов (развивал же
психолог А.Н.Леонтьев — в условиях
эксперимента — музыкальный слух у людей,
лишенных его от природы), однако в массовой
практике это бывает крайне редко. Вот и
возникает вопрос: не слишком ли велика та
“психологическая цена”, которую платят
за среднее образование две трети наших
учащихся?
Закономерно возникает и другой вопрос: а
как сложилось такое парадоксальное
положение, существующее уже не один
десяток лет? Пытаясь на него ответить, мы
наталкиваемся на одно интересное
историческое явление. Еще в прошлом
столетии, в эпоху преобладающей
неграмотности, образование казалось
неоспоримой ценностью, которой никогда не
может быть достаточно и слишком много, его
чем больше, тем лучше. Отношение к
образованию напоминало отношение
хронически голодающего к пище, когда
кажется, что всегда будет мало, всегда
будет хотеться больше. Эта установка,
складывавшаяся в течение многих веков, в
значительной мере, работает и сегодня.
Однако на практике потребность в знаниях и
возможности каждого человека совсем не
безграничны и очень различны, их часто
ограничивают его волевые и
интеллектуальные данные. Вот и получается,
что многим дают образование вопреки их
способностям и воле, что, конечно же,
способно вызвать только неприязнь к нему.
В развитых странах побочный эффект
всеобщего образования был осознан на
несколько десятилетий раньше. В США
широкая дискуссия по этой проблеме прошла
еще в 1920—30 годах. Практическим
результатом стало то, что в большинстве
школ учащиеся получили значительную
свободу в выборе учебных предметов, т.е.
психологический комфорт учеников
рассматривался как явно приоритетная
ценность по сравнению с массовой школьной
успеваемостью.
Однако уже в 1970 годы слабые знания многих
детей были оценены как угроза научно-техническому
могуществу страны, в результате чего
последовали реформы, направленные на
достижение компромисса между усилением
учебной требовательности и учетом
индивидуальных возможностей учащихся.
|
|