Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин и др.
Школа психо-
логического комфорта?

 

страницы:

 

1  2  3  4  5 








Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Игорь Трухин, Марина Осадчая, Алексей Греков

ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА:
ВОЗМОЖНА ЛИ ОНА?


ПЕДАГОГИКА ПРИНУЖДЕНИЯ

В процессе обучения ребенок не только постигает основы наук, но и формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения, — хотя это трудно как-то измерить, — имеют не меньшее влияние на становление характера ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Всем известна школьная “субкультура сопротивления”, куда входят и издевательские проделки над учителями, присвоения им прозвищ, всякие виды обмана, неодобрительное отношение к “зубрежке”. Такая субкультура в штыки встречается педагогами, что мотивирует “педагогику принуждения”, создает обстановку взаимной недоброжелательности. Все это происходит в годы становления характера и не проходит бесследно, формируя у детей на всю жизнь определенные стереотипы поведения. Пожалуй, наиболее заметно это проявляется в отношении ко всему тому, что связано с понятием “культура” и “интеллигентность”: к классической литературе, музыке, театру, философии, культуре речи; все это вызывает у многих людей явную или плохо скрываемую антипатию, поскольку ассоциируется со школой, учителями, ханжеством и начетничеством.

Создается великий парадокс, заключающийся в том, что получение образования имеет “довесок” в виде психологического дискомфорта и негативного отношения к культуре.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009