Про школу

вівторок, Листопад 16, 2010   |   Екатерина Чумак

Дискуссионные вопросы

  1. С незапамятных времён при дворах вельмож содержались диковинные животные и растения, привезенные из заморских путешествий. Это было признаком богатства и «продвинутости», ведь ознакомится с ними иначе, до изобретения кино- и фотосъемки, было невозможно. Но наступали новые времена. В 1789 году восставшая толпа ворвалась в зверинец Людовика XVI. Всех обнаруженных там животных поделили на «съедобных» и «несъедобных». Первых тут же съели, остальных перевели в ботанический сад. Там и был открыт в 1793 году первый в мире публичный зоопарк. На сегодня в мире насчитывается 850 зоопарков. С экономической точки зрения все он убыточны и требуют значительных государственных дотаций. Не проще ли запретить содержание зверей в зоопарках и ликвидировать зоопарки как пережиток прошлого (А), а вместо того, чтобы наблюдать за животными, заключенными в клетки, — просто совершать путешествия к местам их обитания, использовать web-камеры или смотреть научно-популярные фильмы о жизни в дикой природе (Б)?
  2. Все люди на Земле делятся на «правшей» и «левшей». Это связано с функциональной асимметрией мозга — у «правшей» активнее используется левое полушарие, у «левшей» наоборот — правое. Соответственно есть два вида мышления или способа восприятия мира — левополушарный (логический) и правополушарный (образный). Левое полушарие функционирует как компьютер — логика, речь, математические расчеты. Наши ощущения, интуиция, воображение — продукт правого полушария. Буквы латинского алфавита воспринимаются логико-знаковым левым полушарием, а иероглифы как картинки или пиктограммы — правым. Мировая экономическая система вступает в эпоху, когда будет важна цельная картина, а не отдельные слова. Научный прогресс требует неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать на стремительно изменяющиеся реалии времени, т.е. сегодня имеется потребность в правополушарниках — генераторах идей. Поскольку в процессе развития ребенка возможно корректировать способ мышления, следует ли сделать международным языком вместо логического английского — пиктографический китайский, сделав его обязательным для изучения в школе? Да (А) / Нет (Б)
  3. Британские исследователи настоятельно рекомендуют будущим родителям воздержаться от ультразвуковых исследований. Авторы исследований предупреждают, что продолжительное воздействие ультразвуковых волн может привести к опасному повышению температуры тканей зародыша. Следует ли запретить УЗИ-диагностику беременным женщинам? Да (А) / Нет (Б)
  4. Согласно библейскому преданию, после Великого потопа все люди на земле говорили на одном языке: «И решили построить город Вавилон и в нем башню высотой до небес.» Строительство башни было прервано Богом, который смешал язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не смогли продолжить строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Как вы считаете, достиг ли Бог своей цели, разобщив людей (А), или, наоборот, появление разных языков способствовало прогрессу человечества (Б)?
  5. В Средние века в Европе при богослужениях по католическому обряду использовалась Вульгата (перевод Библии на латынь — язык древних римлян). Латинский язык изучали во всех университетах, на нем писали и говорили ученые. Медицина, биология, химия заимствовали свою нынешнюю терминологию из латыни. Но вот уже несколько веков латынь стала «мертвым» языком, и хотя ее кое-где продолжают изучать (например, в медицинских вузах), практически никто на ней не говорит. В настоящее время языком межнационального общения является английский. Как Вы полагаете, не настало ли время отказаться от громоздкой и непонятной латыни и перевести все научные термины на английский язык? Да (А) / Нет (Б)
  6. Когда ученые-трансплантологи научатся выращивать человеческие органы «под заказ», продолжительность и качество жизни автоматически резко увеличатся. Предполагается, что уже к 2030-му году люди могут получить желаемое бессмертие. Тем не менее, находятся критики, которые полагают, что обретение бессмертия создаст множество неразрешимых проблем и приведет к голоду, диктатуре, войнам и, как следствие, гибели всего человечества. Как Вы считаете, нужно (А) или не нужно (Б) людям бессмертие?
  7. Ежегодно ученые создают всё более совершенные в техническом отношении устройства, например, роботов, способных выполнять различные виды работ (готовить пищу, мыть посуду, заниматься уборкой). Уже созданы экспериментальные образцы специальной няни-биоробота, в обязанности которой входит регулярное кормление ребёнка, смена подгузников, укладывание ребёнка спать с напеванием колыбельной песенки. Будет ли ребенок, воспитанный няней-роботом, чем-то отличаться от ребенка, воспитанного живым человеком? Да (А) / Нет (Б)
  8. Для получения информации из окружающего мира у человека существуют специальные чувствительные клетки-рецепторы: механорецепторы (тактильные рецепторы кожи, сенсорные эпителиоциты кортиева органа, барорецепторы, проприорецепторы), хеморецепторы (нюховые, вкусовые, сосудистые, тканевые), терморецепторы (тепловые, холодовые, рецепторы кожи, внутренних органов, ЦНС), фоторецепторы, болевые рецепторы, рецепторы ускорения и положения тела. Но, например, для вредного радиоактивного излучения у человека нет специальных рецепторов. Если бы в процессе эволюции у человека возникли дополнительные органы чувств (воспринимающие, к примеру, радиацию, ультразвук или радиоволны) — это стало бы его преимуществом (А) или недостатком (Б)?
  9. Общеизвестно: каждая минута смеха продлевает нам жизнь (это связано с биохимическими процессами, происходящими в нашем организме). Как Вы считаете, нужно ли в таком случае распространять в СМИ только позитивную информацию, а распространение негативной информации с элементами насилия и агрессии — запретить? Да (А) / Нет (Б)
  10. В последние годы особо болезненным для мегаполисов стал вопрос сосуществования людей и бездомных животных. Есть позиция санитарных врачей: отлов — усыпление (А); позиция биологов: отлов — стерилизация — выпускание обратно в город (Б); позиция общества защиты животных: создание приютов для бездомных животных (В). Какая позиция, на Ваш взгляд, возобладает в нашем обществе в ближайшем будущем?
  11. Эволюция человека продолжается, и человечество стоит перед выбором: должен ли человек остаться биологическим существом или следует выбрать небиологический путь развития?В первом случае, человеку придется меняться, подстраиваясь под изменившиеся условия существования. Недавно французские ученые подсчитали, что обоняние у нас уже стало гораздо хуже, чем у предков: 72% генов, отвечающих за нюх, уже исчезло за ненадобностью, эволюция нашей ротовой полости постепенно сведет бесполезные зубы на нет, превратив ее в некое подобие жабьего рта (поскольку вместо грубой, необработанной, с обилием клетчатки еды, человек потребляет мягкую, не дающую зачастую вообще никакой нагрузки на челюсти); за ненадобностью уменьшится мышечная масса и количество волос — их уже сейчас считают атавизмом, не несущим никакой другой функции, кроме эстетической. Из-за обилия загрязняющих веществ в атмосфере наши глаза заметно уменьшатся и приобретут второе веко; легкие (а вслед за ними и грудная клетка) увеличатся в размере и будут обладать более густой кровеносной системой, которая будет извлекать из воздуха то небольшое количество кислорода, которое в нем еще останется. Кожа станет более грубой — «слоновьей» — чтобы избежать ожогов от химических загрязнителей в атмосфере и слишком активного солнца. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к образованию складок на ушах, что сделает их более похожими на собачьи (причем человек сможет поднимать их, чтобы прислушаться, и опускать, чтобы снизить поступление шума). Вялые рахитичные ручки лишатся двух «ненужных» пальцев и одной фаланги (по сенсорным кнопкам можно и одним пальцем жать), а нижние конечности сильно удлинятся и будут расти практически из груди; голова будет не только круглой, но и гораздо большей, нежели сейчас — за счет увеличения мозговой части черепа. Вполне возможно, что это позволит использовать некоторые «спящие» отделы мозга (считается, что сейчас мы задействуем его всего лишь на несколько процентов), и у нас появится способность общаться на ментальном уровне — телепатия станет нормой жизни, а язык перестанет выполнять речевую функцию.
    Небиологический путь развития футуролог Рэй Курцвейль описывает так: «В скором времени небиологический разум по своему масштабу и тонкости будет соответствовать человеческому уму. Затем последний станет отставать из-за непрестанного развития информационных технологий, а также из-за способности машин постоянно делиться между собой своими знаниями. Интеллектуальные нанороботы будут интегрированы в наши тела, в наш мозг... Результатом станет тесное слияние видов, создающих технологии, с технологическим эволюционным процессом». И это только начало. Вскоре после этого, утверждает Курцвейль, «небиологический разум получит доступ к нашему строению и сможет самосовершенствоваться с помощью быстрого переустройства».
    Какой путь развития следует выбрать человечеству: биологический (А) или небиологический (Б)?

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2010

Теги: , , , ,

            1,240

 


Автори сайту
avatar Екатерина Чумак
Усі автори
Про автора