Неділя, 16 Грудня, 2012   |   Школа Афіни

Частное дело

vd_logoЮлия Абибок
Деловой еженедельник «Власть денег»
№ 48 (370), 30 ноября 2012

С началом учебного года 2012/2013 в столице стало на пять частных школ меньше — как утверждают в Ассоциации частных школ Киева, из-за финансовых трудностей. В Харькове из открывшихся в 1990-е годы тридцати негосударственных общеобразовательных учебных заведений на сегодня осталось втрое меньше. Вопреки сложившемуся в обществе стереотипу о богатстве и “избранности” учеников таких учебных заведений, и, соответственно, мажорном положении самих школ, многие из них продолжают балансировать на грани выживания.

Алексей Греков, директор по стратегическому развитию частной школы “Афины” (Киев), говорит, что происходящее в сфере образования — следствие экономической ситуации, сложившейся в стране. “В эпоху кризиса выживают либо очень дешевые формы бизнеса, либо — дорогие. Как правило, средний сегмент размывается: он вынужден удешевлять свою услугу или делать ее более эксклюзивной и дорогой.

Частным школам в таких условиях приходится поднимать цену. Опускать — тяжелее, потому что тогда становится трудно конкурировать с пусть и неэффективными, но дешевыми муниципальными школами. И тот, кто не находит своей изюминки и не может показать, чем его школа лучше, чем бесплатная, не удерживается на рынке”, — говорит эксперт.

<…>

2_(478)По словам Францишки Колесник [из школы ЯМБ], выйти на самоокупаемость при нынешней ценовой политике они могут в лучшем случае лет через десять. “Я как человек, имеющий опыт анализа бизнес-проектов, могу сказать, что детский сад или школа — не самый простой бизнес. Это в большей мере социальный проект — тут говорить о бизнесе можно только в далекой перспективе, стабильной, желаемой рентабельности в 15-25% возможно достигнуть через 15-20 лет. Сегодня у нас в обществе все настроено на получение мгновенных прибылей при минимальных инвестициях. Мы брались за этот бизнес, до конца не осознавая всех его сложностей. Люди, которые понимают процессы образования изнутри, не пойдут нашим путем. В плане отдачи этот бизнес не очень эффективный, но очень хлопотный”, — признает Ярослав Колесник.

“Когда создавали школу, мы просто не знали, во что ввязываемся. “Афины” появились благодаря нашему незнанию”, — вторит ему Алексей Греков, чья школа только на 18-й год работы смогла переехать в новое помещение, что позволило увеличить количество учащихся с 179 до 248.

<…>

По мнению Александра Макагона [из Авторской школе Бойко], проблема частных школ Украины — не в созданных государством для них условиях, а в недостаточно хорошем менеджменте и качестве образовательных услуг. Конкуренция на рынке стала жестче, так как многие государственные школы обучают уже не хуже частных, уверен он.

“Нам ничего не нужно от государства, — поддерживает Макагона Алексей Греков. — Если бы только немного снизили налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, этого было бы достаточно, чтобы обучение у нас подешевело на 3 тыс. грн. в месяц, до 2 тыс. грн. Чтобы выжить, частным школам нужно не попрошайничать— государство ничего не даст. Необходимо сосредоточиться на тех, кто в них заинтересован, — на родителях и детях. Потому что запрос на качественное обучение есть, и, выполняя все лицензионные требования государства, частные школы могут вводить альтернативные формы обучения и предметы”.

<…>

Все без исключения люди, с которыми приходилось общаться “ВД” на тему частных школ, ожидают от государства одного шага, который мог бы существенно упрочить положение негосударственных общеобразовательных учебных заведений на рынке образовательных услуг. Речь идет о возвращении принципа “деньги ходят за учеником”, который предусматривал бы выделение государством средств не на школу, как это происходит сегодня, а на одного ученика, независимо от того, в каком учебном заведении он учится. Ведь в структуре выплачиваемых родителями налогов есть и средства на содержание школ.

Иными словами, сегодня родители тех детей, которые учатся в частных школах, платят за них дважды: своими налогами и прямыми взносами в школы. А это несправедливо. Только столичный бюджет, по данным Ассоциации частных школ Киева, смог “сэкономить” таким образом на образовании более 30 млн грн. в 2011 году.

Полный текст статьи читайте здесь.