Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин. Очерк
педагогического новаторства
ХХ века


3. Педагогический
поиск в послевоен-
ные годы

страницы:

1  2 






Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК В ПОСЛЕВОЕННЫЕ,
      ДОПЕРЕСТРОЕЧНЫЕ ГОДЫ

В послевоенные годы в СССР, разумеется, были преданы анафеме — как буржуазные по духу — идеи “свободного воспитания”, и не упоминались даже имена их пропагандистов. В школе царила строгая стандартизация в учебных планах и довольно унифицированная дидактика: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление. Считалось, что каждый ученик способен усвоить программу средней школы и, если он делает это плохо, нужно усилить требовательность к нему, используя влияние педагогов, детского коллектива и родителей. Требовательность и строгость (конечно, по идее, справедливая, но кто может на практике определить меру ее справедливости!) были практически главным оружием и достоинствами педагога в глазах администрации и общества. КПД урока часто был невысоким, поскольку долгий опрос позволял быть пассивными значительной части учащихся. Однако и в этих условиях лучшие учителя давали ученикам прочные знания, заражали интересом к науке и культуре.

С 1970 года было введено всеобщее среднее образование и приблизительно в то же время началось заметное оживление педагогического новаторства. Появились многочисленные попытки усовершенствовать структуру урока и обогатить методику преподавания. Прошло несколько шумных педагогических увлечений, например, использование технических средств, “программированное обучение”, проблемное обучение, “учить учиться”, оптимизация учебно-воспитательного процесса, в каждом из которых было какое-то рациональное зерно и стремление расшевелить творческую мысль учителя. Немало было сделано для обогащения внеклассной воспитательной работы, хотя пионерская и комсомольская организация не баловали разнообразием форм и методов своей деятельности. Несмотря на то, что коллективистическое воспитание было по-прежнему в почете, усиливалось внимание к индивидуально-психологическим особенностям учащихся, к повышению психологической компетентности педагога. Конечно, педагогический кругозор ограничивался отсутствием объективной информации о западной педагогике. Те обзоры, которые делала, например З.А. Малькова, были выдержаны в критическом духе социального заказа.

Среди новаторов этого периода наибольшей известностью пользовались В.А.Сухомлинский, обогативший методику морального и эстетического воспитания в сельской школе, В.М.Шаталов, разработавший эффективную систему опорных конспектов, Ш.А.Амонашвили — один из наиболее активных и последовательных пропагандистов гуманизации педагогического общения, Е.Н.Ильин, развивший методику преподавания русской литературы за счет сближения литературной проблематики с современной действительностью.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009