главная страница
афинская академия
И.Трухин. Очерк педагогического новаторства ХХ века
3. Педагогический поиск в послевоен- ные годы
страницы: 1 2
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК В ПОСЛЕВОЕННЫЕ,
ДОПЕРЕСТРОЕЧНЫЕ ГОДЫ
В послевоенные годы в СССР, разумеется, были
преданы анафеме — как буржуазные по духу — идеи
“свободного воспитания”, и не упоминались даже
имена их пропагандистов. В школе царила строгая
стандартизация в учебных планах и довольно
унифицированная дидактика: проверка домашнего
задания, объяснение нового материала,
закрепление. Считалось, что каждый ученик
способен усвоить программу средней школы и, если
он делает это плохо, нужно усилить
требовательность к нему, используя влияние
педагогов, детского коллектива и родителей.
Требовательность и строгость (конечно, по идее,
справедливая, но кто может на практике
определить меру ее справедливости!) были
практически главным оружием и достоинствами
педагога в глазах администрации и общества. КПД
урока часто был невысоким, поскольку долгий
опрос позволял быть пассивными значительной
части учащихся. Однако и в этих условиях лучшие
учителя давали ученикам прочные знания, заражали
интересом к науке и культуре.
С 1970 года было введено всеобщее среднее
образование и приблизительно в то же время
началось заметное оживление педагогического
новаторства. Появились многочисленные попытки
усовершенствовать структуру урока и обогатить
методику преподавания. Прошло несколько шумных
педагогических увлечений, например,
использование технических средств,
“программированное обучение”, проблемное
обучение, “учить учиться”, оптимизация
учебно-воспитательного процесса, в каждом из
которых было какое-то рациональное зерно и
стремление расшевелить творческую мысль
учителя. Немало было сделано для обогащения
внеклассной воспитательной работы, хотя
пионерская и комсомольская организация не
баловали разнообразием форм и методов своей
деятельности. Несмотря на то, что
коллективистическое воспитание было по-прежнему
в почете, усиливалось внимание к
индивидуально-психологическим особенностям
учащихся, к повышению психологической
компетентности педагога. Конечно,
педагогический кругозор ограничивался
отсутствием объективной информации о западной
педагогике. Те обзоры, которые делала, например
З.А. Малькова, были выдержаны в критическом духе
социального заказа.
Среди новаторов этого периода наибольшей известностью пользовались В.А.Сухомлинский, обогативший методику морального и эстетического воспитания в сельской школе, В.М.Шаталов, разработавший эффективную систему опорных конспектов, Ш.А.Амонашвили — один из наиболее активных и последовательных пропагандистов гуманизации педагогического общения, Е.Н.Ильин, развивший методику преподавания русской литературы за счет сближения литературной проблематики с современной действительностью.
|
|