Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин. Очерк
педагогического новаторства
ХХ века


2. Отечественное педагогическое новаторство в довоенные годы

страницы:

1  2 






Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Ну, и конечно нельзя не сказать о А.С. Макаренко — новаторе с мировым признанием. Что бы ни говорили его появившиеся после перестройки критики о том, что он представитель тоталитарной системы и что он якобы пренебрегал личностью ради коллектива, все это не снижает значения того, что он сделал для развития технологии воспитания, фактически ценной для любых общественных условий.

Была разработана высокоэффективная методика организации детского самоуправления, такие принципы организации детского коллектива как производительный труд воспитанников, разновозрастные отряды, мажорный тон жизни детского коллектива, система перспективных линий развития коллектива, сменность поручений воспитанникам, использование ярких внешних форм и другие.

Обвинения А.С. Макаренко в пренебрежении к личности ребенка абсолютно несправедливы. Именно в настоящем, сплоченном коллективе создаются оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребенка и его наибольшего психологического комфорта. Пожалуй, наиболее удачным сравнением может быть хорошая семья, где радуются успехам каждого члена, заботятся о нем, с пониманием относятся к его слабостям. В группах же низкого уровня развития, каковыми являются многие школьные классы, возникают элементы третирования слабых, вражда между группировками, и отдельная личность в них никак не выигрывает, если не считать удовлетворения эгоистических интересов “сильных”. Индивидуальное внимание со стороны педагога (чего, кстати, было достаточно у А.С. Макаренко) не компенсирует недостаток товарищеской поддержки и атмосферы дружного коллектива. А, кроме того, практика показывает, что снижение внимания к сплочению группы не ведет к усилению индивидуальной работы. Скорее наоборот: те педагоги, что хорошо работают с группой, уделяют внимание и каждому ребенку.

Отождествление понятия “коллективизм” с тоталитарной политической системой является просто результатом недоразумения, смешения политического, этического и педагогического значений термина “коллективизм”, выдвижения на первый план его политического смысла, согласно которому этот термин близок к понятию социалистической экономики, отсутствию частной собственности. В этике он означает моральное качество с ярко выраженными альтруистическими тенденциями и преодолением эгоизма. Как педагогический принцип коллективизм означает использование демократического детского самоуправления.

Советской и мировой педагогике повезло, что А.С. Макаренко соединил в себе талантливого практика, теоретика и писателя. Наверное, были и другие прекрасные практики, но они не описали свой опыт.


Педагогический поиск в послевоенные, доперестроечные годы
     

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009