Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин. Очерк
педагогического новаторства
ХХ века


2. Отечественное педагогическое новаторство в довоенные годы

страницы:

1  2 






Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

II. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО
     В ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ

Педагогика России начала века также отличалась разносторонними творческими поисками. Среди новаторов наиболее известны С.Т.Шацкий, А.Ф.Лазурский, К.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко. Они были знакомы с основными зарубежными новациями и имели свои оригинальные педагогические концепции. Идеи Д.Дьюи о развитии товарищества и взаимопомощи нашли в советской педагогике живейший отклик и широкое воплощение. “Свободному воспитанию” повезло, конечно, значительно меньше, и, если в 1920 годах к нему еще проявляли какой-то интерес, то позже оно уж никак не могло быть созвучным растущему тоталитаризму. “Линия Гербарта” была советской школе, безусловно, ближе.

Очень интересен опыт В.Н. Сороки-Росинского, который в 1920—1925 годах заведовал в Петрограде “Школой социально-индивидуального воспитания имени Достоевского” для трудновоспитуемых детей.

У городской школы закрытого типа не было спортивных площадок, мастерских и подсобного хозяйства, т.е. были значительно сужены возможности для физического и трудового воспитания. Однако в школе была чудесная библиотека и работали учителя-энтузиасты. На материале учебной деятельности, внеклассной эстетической работы и самообслуживания им удалось совершить настоящее чудо — увлечь ребят знаниями, сформировать культурные интересы, гуманные отношения между ними, превратить орду анархически настроенных подростков в сознательно дисциплинированный коллектив. В преподавании гуманитарных предметов использовалось чтение по ролям, инсценировки. Выпускались детские стенные газеты, альманахи, создавались творческие союзы. Одной из главных находок стали “учеты” — общественные смотры знаний детей, куда приглашались не только педагоги и ученики, но и представители различных организаций города, что помогало детям ощутить свою значимость и общественное признание. Развивались гражданские интересы и чувства детей.

Вообще, главным направлением педагогических поисков довоенного периода было соединение образования с трудовым обучением, что казалось совершенно естественным для советской идеологии и экономической системы. Фактически этот социальный заказ вытеснил все иные соображения и направления новаторства в образовании. В этом плане следует упомянуть индустриально-трудовую школу П.Н.Лепешинского в Москве, которая, по нашим понятиям, стала профессионально-техническим училищем, а также московскую школу им. Радищева, основанную на базе бывшего пансионата благородных девиц и дававшую трудовую подготовку девочкам, что по тем временам было большой ценностью. Обе школы отличались высоким уровнем учебно-воспитательной работы.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009