главная страница
афинская академия
И.Трухин. Очерк педагогического новаторства ХХ века
2. Отечественное педагогическое новаторство в довоенные годы
страницы: 1 2
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
II. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО В ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ
Педагогика России начала века также отличалась
разносторонними творческими поисками. Среди
новаторов наиболее известны С.Т.Шацкий,
А.Ф.Лазурский, К.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко.
Они были знакомы с основными зарубежными
новациями и имели свои оригинальные
педагогические концепции. Идеи Д.Дьюи о развитии
товарищества и взаимопомощи нашли в советской
педагогике живейший отклик и широкое воплощение.
“Свободному воспитанию” повезло, конечно,
значительно меньше, и, если в 1920 годах к нему еще
проявляли какой-то интерес, то позже оно уж никак
не могло быть созвучным растущему тоталитаризму.
“Линия Гербарта” была советской школе,
безусловно, ближе.
Очень интересен опыт В.Н. Сороки-Росинского,
который в 1920—1925 годах заведовал в Петрограде
“Школой социально-индивидуального воспитания
имени Достоевского” для трудновоспитуемых
детей.
У городской школы закрытого типа не было
спортивных площадок, мастерских и подсобного
хозяйства, т.е. были значительно сужены
возможности для физического и трудового
воспитания. Однако в школе была чудесная
библиотека и работали учителя-энтузиасты. На
материале учебной деятельности, внеклассной
эстетической работы и самообслуживания им
удалось совершить настоящее чудо — увлечь ребят
знаниями, сформировать культурные интересы,
гуманные отношения между ними, превратить орду
анархически настроенных подростков в
сознательно дисциплинированный коллектив. В
преподавании гуманитарных предметов
использовалось чтение по ролям, инсценировки.
Выпускались детские стенные газеты, альманахи,
создавались творческие союзы. Одной из главных
находок стали “учеты” — общественные смотры
знаний детей, куда приглашались не только
педагоги и ученики, но и представители различных
организаций города, что помогало детям ощутить
свою значимость и общественное признание.
Развивались гражданские интересы и чувства
детей.
Вообще, главным направлением педагогических
поисков довоенного периода было соединение
образования с трудовым обучением, что казалось
совершенно естественным для советской идеологии
и экономической системы. Фактически этот
социальный заказ вытеснил все иные соображения и
направления новаторства в образовании. В этом
плане следует упомянуть индустриально-трудовую
школу П.Н.Лепешинского в Москве, которая, по
нашим понятиям, стала
профессионально-техническим училищем, а также
московскую школу им. Радищева, основанную на базе
бывшего пансионата благородных девиц и дававшую
трудовую подготовку девочкам, что по тем
временам было большой ценностью. Обе школы
отличались высоким уровнем
учебно-воспитательной работы.
|
|