Четвер, 14 Березня, 2013   |   Школа Афіни

Киевские Афины: как создать успешную и востребованную частную школу

kontrakty_9_2013Юлианна Ковалевская
Опубликовано в журнале “Контракты”
№9-10 / 2013

Частная средняя школа — сложный и специфический бизнес с уклоном в социальный проект, ведь, по словам экспертов, говорить о прибыли в 15-20% можно только в отдаленной перспективе — через 10-15 лет. Сейчас в частном образовании успешны те, кто начинал его не как бизнес, кто не помышлял о получении мгновенных прибылей, а просто хотел учить своих детей по-другому. Именно такова история Оксаны Балакшиной и частной школы «Афины».

День рождения

Все началось в 1990 году с рождения дочки Жени. Супруги Оксана Балакшина и Алексей Греков были аспирантами академических НИИ, поэтому времени на воспитание дочери у них было больше, чем денег. Как исследователи-физики, они придерживались революционных педагогических взглядов. Были убеждены, что дети способны освоить школьную программу за 7-8 лет, а остальное время посвятить тому, что им нравится и развивает их. «Тогда, после перестройки, появилось понимание, что молодое поколение нужно учить совсем иначе. Если бы я знала, сколько трудностей будет с получением лицензии, испугалась бы. А так — мы видели цель и шли сквозь стены, — вспоминает Оксана. — Муж тогда стал заниматься сборкой компьютеров. Он говорил: «Я прокормлю семью, а ты занимайся школой, ведь ты об этом мечтала. Всегда будут дети, которых нужно учить».

Родители-единомышленники

Первая ласточка — «Академия дошкольных наук». Эти курсы Оксана открыла в 1994-м году, когда встал вопрос о подготовке дочки к школе. Тогда в Киеве было всего две подобные организации. Они брали по $20 за месяц обучения, при двух трехчасовых занятиях в неделю. И «Академия» стала демпинговать — за 4 занятия трижды в неделю брали всего 10 в месяц для деток детсада, в котором снимали помещение, и 15 — для остальных малышей. Сейчас г-жа Балакшина с улыбкой вспоминает, как они с мужем расклеивали на столбах отпечатанные на принтере рекламные объявления.

После года работы родители стали говорить: у вас все хорошо получается, не хотите ли создать свою школу? И Оксана вместе с единомышленниками, такими же родителями, — Мариной, преподавателем рисования и энтузиасткой новаторской педагогики, с Викторией, специалистом в области финансов, и Алексеем, мужем и соратником, — основали школу «Афины».

Стартовый капитал

Всего $800. Их Оксана с Алексеем вынули из семейного бюджета в 1995 году, чтобы сделать ремонт в детсаду на улице Лютеранской, помещение которого стало для «Афин» родным на 2 года. Был открыт первый класс, а в следующем году — второй и первый, и так далее. Тогда же начали оформлять лицензию, получить которую удалось в 1997 благодаря переезду в помещение детсада на улице Льва Толстого. В то время Женя была уже в третьем классе.

«Нас всегда двигали дети и родители, — говорит Оксана. — Есть семьи, в которых мы учим уже третьего ребенка. Мы выращивали школу, как растение. И только в 2004, на 10-м году жизни школы, на тренинге стратегического планирования мы внезапно узнали, что занимаемся не только образованием, но и бизнесом. Чтобы школа была успешна, приходилось все заработанное снова вкладывать в развитие. Частное образование — специфический бизнес. Нужно уметь считать деньги, но нельзя экономить на детях и учителях. Мы росли вместе с нашими детьми. И нам становилось все теснее и теснее в старых стенах».

Арендный вопрос

Сейчас «Афины» живут в двух помещениях. 37 первоклассников обитают в здании детского сада на Соломенской, а неподалеку, на улице Андрея Головко, в новом современном просторном (1700 м2) здании учатся дети постарше — со 2-го по 11-й класс. Их здесь 210 человек. Учебные помещения небольшие — на 10-15 учеников. Есть лаборатории физики, химии и биологии, театральный и спортивный залы, столовая, комнаты для индивидуальных занятий, а также большое пространство на мансарде для отдыха и общения.

«Афины» расширились в сентябре 2012-го, но директор вновь обеспокоена: «Скоро начнется набор первоклашек, а наши площади не позволяют пока принять больше двух первых классов. В моей группе подготовки сейчас уже 12 деток, а на оставшиеся 12 мест претендуют 62 ребенка. Опять места не хватает».

Ценности

Говорят, самое большое наказание для учеников «Афин» — слова родителей: завтра ты не пойдешь в школу. И это немалый показатель успеха. Сейчас, когда количество абитуриентов меньше, чем мест в вузах, статистика поступивших больше не является показателем эффективности школы. «Важнее, чтобы молодые люди не боялись действовать и все проблемы переводили в задачи, — считает Оксана. — Афинские выпускники, после наших с ними интенсивных занятий, чувствуют «недогруз» в вузе и начинают параллельно с учебой работать. Некоторые открывают свои собственные фирмы, а одна девушка перевелась с бюджета КНЭУ на заочный и взяла у отца довольно сложный кусок бизнеса со словами: «За один год работы в реальном бизнесе я узнаю больше, чем за 5 лет учебы!»

Это люди, для которых самореализация — важнее, чем деньги. Для которых честность и милосердие — не пустой звук. Важно, чтобы дети понимали: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. И разговаривая с родителями будущих первоклассников, я никогда не задаю им вопрос: кем вы видите своего ребенка в будущем? Я спрашиваю: каким вы хотите видеть его через 11 лет? Не кем, а именно — каким? И часто в ответ — молчание. Не каждый родитель об этом задумывается. Мы беседуем, и, если наши ценности совпадают, я понимаю, что наше сотрудничество будет эффективным».

Украинскую версию статьи можно прочитать здесь.