Про школу

DSCN3320

середа, Січень 18, 2012   |   Яна Петербуржцева

Готовность ребёнка к школе

Важнейшим показателем психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. В сущности это свидетельствует о том, что период дошкольного детства завершен.

В сложном комплексе качеств необходимо выделить отдельно мотивационные, умственные и эмоционально-волевые компоненты.

Большинство детей в конце дошкольного возраста стремятся стать школьниками, связывая это желание прежде всего с внешними признаками изменениями своего социального статуса (рюкзак, собственное рабочее место, новые взаимоотношения с людьми и т.д.).

Однако, настоящая мотивационная готовность обусловливается познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе свойственной детской любознательности, приобретая характерные черты первых познавательных интересов.

Ребёнок должен иметь простейшие навыки общения в социальной среде и знать «правила игры»:

  • ребёнок знает, что занятия проходят в определённом режиме, что они требуют определённых усилий и активного участия;
  • ребёнок должен понимать, что кроме него будут учиться другие дети и с ними нужно будет научиться общаться, есть желание дружить с другими детьми;
  • ребёнок знает, кто такой учитель;
  • ребёнок умеет прилагать усилия, с интересом относится к возможности узнавать что-то новое.

Если же познавательная активность не сформировалась, ребёнка привлекают разнообразные второстепенные мотивы, связанные с восприятием школы как места для развлечений и ребёнок не в состоянии взять на себя обязанности ученика.

Обучение в современной школе требует также умственной готовности. Дети должны владеть начальными навыками обучения:

  • ребёнок должен понимать, что перед ним ставятся определённые требования и необходимо стремиться к их выполнению;
  • умение ребёнком внимательно слушать говорящего и старательно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • ребёнок должен соотносить свои действия с тем образцом, который ему предоставлен (основной способ обучения — ребёнок повторяет за взрослым или другими детьми определённый образец действия);
  • ребёнок знает об основных предметах и имеет элементарные понятия о числах, называет простые геометрические фигуры и т.д.

Фактически это — параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Что касается эмоционально-волевой готовности ребёнка, большую роль играет умение дошкольника свободно управлять своим поведением, при этом направляя свою познавательную активность на обучение:

  • ребёнок может выполнять даже те задания, которые ему не очень нравятся, если их значимость пояснено ему;
  • ребёнок может находить позитивные стороны (цели), для выполнения сложных заданий;
  • ребёнок проявляет свои эмоции, но есть стремление регулировать их (если расплакался — старается успокоиться);
  • понимание ребёнком того, что не всякое поведение уместно в тех, или иных ситуациях.

Обучение в школе должно быть для ребёнка источником позитивных эмоций, что поможет ему найти своё место среди одноклассников, поддержит уверенность в себе, в своих силах.

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2012

Теги: , , , ,

            2,223

 


Автори сайту
avatar Яна Петербуржцева
Усі автори
Про автора