Наші досягнення
субота, Жовтень 31, 2009 | Марина Осадчая
Изобразительное искусство. Автоматическое письмо
Кто из вас еще в школе, институте или на совещании не рисовал на случайно попавшем под руку листочке замысловатые узоры, профили, фигуры людей? «Ну, это искусством не назовешь! — скажет кто-то, — и вряд ли это может быть темой серьезного урока!»
А давайте попробуем его переубедить! Что нам для этого надо? Черная шариковая ручка, или линер, или перо и тушь, а может, вслед за Пушкиным, вы захотите заточить гусиное перо и обмакнуть его в чернила?
Кстати, о Пушкине. Вы видели черновики его бессмертных творений? Стремительные, неразборчивые строчки вперемешку с тонкими, как росчерк пера, рисунками профилей, женских головок, странных, иногда пророческих зарисовок.
А черновики Лермонтова? Фигуры скачущих коней, пистолеты, лица…
Что нам надо еще?
Бумага? — Это может быть хоть обрывок газеты, но на белом плотном листе так легко ложатся красивые изгибы букв, вензели…
Музыка? — Возможно. Но спокойная, «фоновая», как льющаяся речь ни о чем…
Вот и все. Расслабьтесь, ни на чем не сосредотачивайтесь, не цепляйтесь за ускользающую фразу или мысль. Парите, пишите, рисуйте.
Диалог с суровым «кем-то»
— Рисовать что-то, не думая о том, что рисуешь? Делать что-то не сознавая, что делаешь?
— Вот, вот! Поэтому это так и не стало направлением в изобразительном искусстве. А ведь попытки были!
Автоматическое письмо — один из основополагающих способов создания сюрреалистического произведения, своего рода записывание слов и фраз под диктовку Бессознательного.
Первое, чисто сюрреалистическое сочинение родилось из желания «замарать бумагу похвальным презрением к тому, что могло бы иметь продолжение в литературной форме». Появившись на свет за пять лет до официального рождения сюрреализма (1924) книга «Магнитные поля» (1919) дала толчок его возникновению.
Сюрреализм — чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выражение реального функционирования мысли в любой форме. «Автоматизм всегда лежит в основе апоэтической деятельности, которую он выдвигает. Именно она создает образы, раскрывающие неведомые сокровища духа» — писал Анри Бретон. Критики весьма скептически отнеслись к автоматизму: «Автоматическое письмо начинено побрякушками, а вовсе не бессознательным!» — писал Дэни Рош. Одним из самых рьяных поборников автоматического письма можно считать Антонена Арто (1896—1948), французского поэта, актера и реформатора театра. Движение сюрреалистов, которое основал Арто, просуществовало очень недолго. Андре Бретон по этому поводу сказал: «Молодежь навсегда признает своим это обожженное знамя». И кто знает, может время этого направления сюрреализма уже наступило?
В статье использованы выдержки из книги «Сюрреализм», СПб. — Москва, 2005
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2009
Теги: ИЗО, литература, старшая школа, творчество