главная страница
афинская академия
А.Греков. ТРИЗ и создание школы нового поколения
страницы:
1 2 3
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Давайте рассмотрим следующее противоречие. Зачем нужен в школе педагог? Варианты: чтобы учить и воспитывать детей; чтобы обеспечивать базовый (или более высокий) уровень их знаний; чтобы ОРГАНИЗОВЫВАТЬ их на получение знаний (в том числе и самостоятельное); ну и, наконец, чтобы готовить их к поступлению в вуз.
Если с последним более-менее всё понятно, то все остальные ответы, так или иначе, касаются «знаний». А «знания» — это понятие довольно неопределённое и противоречивое.
Согласно Энциклопедическому словарю, ЗНАНИЯ это «верное, апробированное практикой ОТРАЖЕНИЕ реальности». Однако в современном быстроменяющемся мире, меняется не столько сама реальность, сколько ЗЕРКАЛО, её отражающее, а потому мне кажется верным иное определение, приведенное Мильнером в книге «Управление знаниями»: «знания означают глубокое понимание предмета и способность использовать имеющиеся данные, чтобы оценить новую информацию».
Таким образом, «передача знаний» есть передача навыков оценки НОВОЙ информации, т.е. сам педагог обязан находить, осваивать и адаптировать новые знания, чтобы затем ЭТОМУ ЖЕ научить своих учеников. В свою очередь, ученики должны воспринимать эти знания активно, иначе у них не сформируется НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ. А навык самообразования является на сегодняшний день едва ли не единственным устойчивым личным конкурентным преимуществом.
Иными словами, проблема формулируется так: для того, чтобы учитель мог выполнять свою функцию, он должен снова стать учеником; для того, чтобы ученик стал успешен в жизни, он должен научиться учить (как минимум, себя). В такой формулировке задача кажется вполне очевидной и уж, по крайней мере, не новой. Неочевидным является лишь способ, каким можно было бы перейти от того, что есть, к тому, что нам нужно.
Анализ этой проблемы вывел нас на несколько взаимодополняющих решений:
- Учебная деятельность как коучинг: т.е. учитель должен быть в большей степени тренером, чем традиционным учителем.
- Постепенный переход от традиционной классно-урочной системы к тренинговой, индивидуальной, проектной, экстернатной и дистанционной формам работы.
- Вовлечение в учебный процесс «неформальных педагогов», т.е. профессионалов в различных областях науки и бизнеса. Формы такого участия могут быть очень разными: тренинги, учебные микро-курсы, работа в проектах (в том числе социальных и коммерческих).
- Восприятие (всеми участниками учебного процесса) — восприятие учеников как потенциальных «младших сотрудников» школы. Т.е. мы перекладываем на учеников часть СВОЕЙ работы по организации и реализации учебного процесса.
|
|