Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин. Очерк
педагогического новаторства
ХХ века


5. Картина педагогического новаторства в целом

страницы:

1  2 






Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

V. КАРТИНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НОВАТОРСТВА В ЦЕЛОМ

Подведем итоги педагогического поиска в общем плане.

В области содержания и методики обучения генеральная линия поиска идет в направлении все большей активизации мышления ученика, при котором он усваивает закономерности изучаемых явлений, самостоятельно приходит к необходимым выводам; в использовании связи учебного материала с жизнью, что делает учебу более увлекательной и полезной. Происходит процесс индивидуализации обучения, т.е. учета возможностей и способностей каждого ребенка, что достигается созданием в школах специализированных, профильных классов и групп.

Экспериментирование выражается в применении методики развивающего обучения, разработке более увлекательных программ по различным предметам, создании новых предметов, использовании технических средств обучения, использовании индивидуальных учебных программ типа проектов, изменении структуры учебного процесса, замене урока другими формами, например, студиями-мастерскими.

В области стимулирования и других направлений воспитательных воздействий сложились такие основные педагогические парадигмы или стратегии.

“Линия Гербарта”, согласно которой учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

“Свободное воспитание”. Его сторонники стараются предоставить ребенку возможно большую свободу как в учебной, так во внеучебной деятельности, считают недопустимыми наказания, полагая, что это наилучшим образом способствует развитию положительных качеств личности. Данной стратегией руководствуются представители Вальдорфской педагогики, школы Френе и школы Монтессори. В нашей стране сколько-нибудь успешные попытки “свободного воспитания” в прошлом неизвестны, а судить о нынешних пока рано.

Стратегия коллективистического воспитания. Предполагает воздействие на каждого воспитанника через общественное мнение группы, главным образом, через демократически сформированное самоуправление. Успешные образцы дали В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко; в массовых школах она не обладает такой эффективностью, но даже в частично реализованном виде препятствует развитию отношений примитивной группы.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009