главная страница
афинская академия
А.Греков. Введение в триалектику
Вступление
страницы:
1 2
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Алексей Греков
ВВЕДЕНИЕ В ТРИАЛЕКТИКУ
Лекции по теории саморегулирующихся самовоспроизводящихся систем
|
|
Прочитаны в Школе "Афины" 26, 30 и 31 марта 1999 года |
|
ВСТУПЛЕНИЕ
Примерно в конце восьмидесятых годов я начал
заниматься теорией саморегулирующихся
самовоспроизводящихся систем. Вот такое сложное
название! Что за объекты могли бы мы отнести к
таким системам, которые саморегулируются и
самовоспроизводятся? — Очень многие; например:
клетка, атом, звезда, общество, отдельный
организм. — Это может быть даже такое явление,
как язык, язык, взятый в целом, в общем, как
система. То есть, большой класс объектов.
Анализ общества, как такой саморегулирующейся
и самовоспроизводящей-ся системы, привел к
интересным результатам, которые, в общем и целом,
совпали с результатами и находками некоторых
зарубежных исследователей. В частности,
общепринятая временная периодизация общества
(первобытное общество переходит в
рабовладельческое, которое, в свою очередь,
сменяется феодальным и т.д.), — она не правомочна,
она привязывается к некоторым временным
интервалам, к каким-то временным вехам; на самом
же деле, социальные состояния никак не связаны с
каким-то определенным отрезком времени. Это —
некие системные константы; скажем, в одно и то же
время на одной планете, на одном материке могут
одновременно сосуществовать разные
общественные формации.
И затем пришла безумная, вполне безумная идея,
хотя, может быть, и менее безумная, чем кажется на
первый взгляд. А именно: вот — ребенок
развивается в чреве матери, повторяя какие-то
определенные эволюционные ступени, проходя по
этим ступеням; вот он рождается, рождается, как
существо социальное, как человек. Было бы
интересно представить, что этот ребенок, уже
родившись, повторяет в миниатюре развитие
общества; что он развивается, он воспитывается
нами, проходя сам постепенно определенные
социальные стадии, и его сознание
формируется в соответствии с общественным
сознанием данной стадии.
Попытка переосмыслить преподавание вообще
с этой точки зрения привела к очень интересным
результатам. Существовавшую на тот момент
школьную программу, к примеру, можно было бы
уложить в 7 классов, не более, — если правильно ее
выстроить. Иначе говоря, за 10 школьных лет можно
было бы получить не только среднее, но и высшее
образование.
|
|