главная страница
афинская академия
И.Трухин. Джон Дьюи и сегодняшняя педагогика
страницы: 1 2 3 4
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Пожалуй, наиболее
радикальным внедрением идей Дьюи стало
обучение по “методу проектов”,
разработанным американскими педагогами
Е.Пархерст и У.Килпатриком. Дети
выполняли “проекты” — конкретные
задания, связанные с учебным материалом,
но фактически объем теоретических знаний
был сужен. “Метод проектов” и его
вариант “Дальтон-план” приобрели
известность в различных странах, в том
числе и в России, где использовались в
школьном и вузовском обучении в 1920-х
годах.
Как можно оценить педагогические
концепции Дж.Дьюи с позиции сегодняшнего
дня? Наверное, у Дьюи не было бы оснований
обижаться на недостаток внимания к его
теориям. Они хорошо были известны С.Т.Шацкому,
В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренко
и многим другим. Если Д.Дьюи читал книги А.С.Макаренко
(что маловероятно), он был, безусловно,
вполне удовлетворен воплощением его идеи
воспитания коллективизма, хотя сам он
этим термином не пользовался. Вряд ли где-нибудь
еще данное направление было реализовано
столь полно и последовательно.
“Инструментальная педагогика” Дж.Дьюи
также оказала большое влияние на систему
образования ХХ столетия. Использование
наглядности, лабораторных и практических
работ, поисковых и проблемных методов
обучения стали общепризнанными
теоретическими положениями и
методическими требованиями современной
дидактики. Однако жизнь показала
недооценку в системе Дж.Дьюи
теоретических знаний и дедуктивного
метода преподавания. Сам Дж.Дьюи со
временем признал, что спонтанного
интереса и систематизирующих
способностей ребенка явно недостаточно
для овладения необходимыми знаниями и
потому нужно развивать у него силу воли и
характер.
Нам сейчас трудно понять пафос “инструментальной
педагогики”, поскольку давно забылась
злободневность проблем, решаемых Дж.Дьюи.
Она заключалась в том, что в образовании
господствовала малопродуктивная
дидактика, опирающаяся на механическое
запоминание, слабо учитывались
познавательные потребности и
возможности ребенка, а содержание
образования мало согласовывалось с
запросами жизни. Не удивительно, что на
этом фоне высказывались радикальные идеи,
лишь частично оправдавшие себя в
практике.
В 1940—70 годы интерес к педагогическим
воззрениям Дж.Дьюи упал в связи с тем, что
рациональное было, как будто, усвоено, а
лишнее — отсеяно. Но в конце ХХ века этот
интерес опять возрос, заговорили о втором
рождении Дж.Дьюи. Это произошло в связи с
массовым развитием активных —
проблемных и поисковых — методов и форм
обучения, рассчитанных на развитие
творческих способностей обучаемых. В
свое время Дж.Дьюи декларировал их
необходимость и актуальность, а также
разработал принципы и методику
формирования “критического мышления”,
способствующего активному и
сознательному усвоению учебного
материала. Оказалось, что не все
рациональное у Дьюи усвоено современной
педагогикой.
|
|