Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Джон Дьюи и сегодняшняя педагогика

 

страницы: 

1  2  3  4 







Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Пожалуй, наиболее радикальным внедрением идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”, разработанным американскими педагогами Е.Пархерст и У.Килпатриком. Дети выполняли “проекты” — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний был сужен. “Метод проектов” и его вариант “Дальтон-план” приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 1920-х годах.

Как можно оценить педагогические концепции Дж.Дьюи с позиции сегодняшнего дня? Наверное, у Дьюи не было бы оснований обижаться на недостаток внимания к его теориям. Они хорошо были известны С.Т.Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренко и многим другим. Если Д.Дьюи читал книги А.С.Макаренко (что маловероятно), он был, безусловно, вполне удовлетворен воплощением его идеи воспитания коллективизма, хотя сам он этим термином не пользовался. Вряд ли где-нибудь еще данное направление было реализовано столь полно и последовательно.

“Инструментальная педагогика” Дж.Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых и проблемных методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики. Однако жизнь показала недооценку в системе Дж.Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода преподавания. Сам Дж.Дьюи со временем признал, что спонтанного интереса и систематизирующих способностей ребенка явно недостаточно для овладения необходимыми знаниями и потому нужно развивать у него силу воли и характер.

Нам сейчас трудно понять пафос “инструментальной педагогики”, поскольку давно забылась злободневность проблем, решаемых Дж.Дьюи. Она заключалась в том, что в образовании господствовала малопродуктивная дидактика, опирающаяся на механическое запоминание, слабо учитывались познавательные потребности и возможности ребенка, а содержание образования мало согласовывалось с запросами жизни. Не удивительно, что на этом фоне высказывались радикальные идеи, лишь частично оправдавшие себя в практике.

В 1940—70 годы интерес к педагогическим воззрениям Дж.Дьюи упал в связи с тем, что рациональное было, как будто, усвоено, а лишнее — отсеяно. Но в конце ХХ века этот интерес опять возрос, заговорили о втором рождении Дж.Дьюи. Это произошло в связи с массовым развитием активных — проблемных и поисковых — методов и форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых. В свое время Дж.Дьюи декларировал их необходимость и актуальность, а также разработал принципы и методику формирования “критического мышления”, способствующего активному и сознательному усвоению учебного материала. Оказалось, что не все рациональное у Дьюи усвоено современной педагогикой.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009