главная страница
афинская академия
И.Трухин. Джон Дьюи и сегодняшняя педагогика
страницы: 1 2 3 4
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Обучение должно
проходить как преимущественно трудовая и
игровая деятельность, в которой
развивается вкус ребенка к самообучению
и самосовершенствованию. Опыт и знания
ребенок должен приобретать путем “делания”,
в ходе исследования проблемной обучающей
среды, изготовления различных макетов,
схем, производства опытов, нахождения
ответов на спорные вопросы, и, в целом,
восхождения от частного к общему, т.е.
использования индуктивного метода
познания. Данная педагогическая
концепция получила название “инструментальной
педагогики”.
В сжатом виде концептуальные положения
теории Дж.Дьюи выглядели следующим
образом.
• Ребенок в онтогенезе
повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть
спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал не
просто слушая или воспринимая органами
чувств, а как результат возникшей у него
потребности в знаниях, являясь активным
субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
• проблематизация учебного
материала;
• активность ребенка;
• связь обучения с жизнью
ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных
ситуаций:
• учитель подводит детей к
противоречию и предлагает им самим найти
решение;
• сталкивает противоречия
практической деятельности;
• излагает различные точки
зрения на один и тот же вопрос;
• предлагает рассмотреть
явление с различных позиций;
• побуждает делать сравнения,
обобщения, выводы;
• ставит конкретные вопросы;
• ставит проблемные задачи.
Хотя Дж.Дьюи не был социалистом в
политике, он неустанно пропагандировал “участие
в общественной жизни”, т.е. заботу
каждого о благе общества, то, что сейчас
называют гражданской активностью.
Включенность в “общественную жизнь”
Дьюи рассматривал как одну из важнейших
целей воспитания и образования. “Школа
должна быть общественным центром, где
складываются общественные отношения,
возникают общественные интересы. Вместо
места для заучивания уроков — школа
должна стать социальной группой, где
мастерские, лаборатории и площадки для
игр не только развивают самодеятельность,
но и учат общению и кооперации, расширяя
понимание общественных взаимоотношений”.
(Дж.Дьюи. Введение в философию
воспитания. — М., 1921. С.62).
Сам Дж.Дьюи больше известен как теоретик,
а не практик школьного образования, но
его идеи достаточно широко реализовались
в 1884 — 1916 годах в различных учебных
заведениях, например, в начальной школе
при Чикагском университете.
|
|