Про школу
середа, Січень 18, 2012 | Яна Петербуржцева
Готовность ребёнка к школе
Важнейшим показателем психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. В сущности это свидетельствует о том, что период дошкольного детства завершен.
В сложном комплексе качеств необходимо выделить отдельно мотивационные, умственные и эмоционально-волевые компоненты.
Большинство детей в конце дошкольного возраста стремятся стать школьниками, связывая это желание прежде всего с внешними признаками изменениями своего социального статуса (рюкзак, собственное рабочее место, новые взаимоотношения с людьми и т.д.).
Однако, настоящая мотивационная готовность обусловливается познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе свойственной детской любознательности, приобретая характерные черты первых познавательных интересов.
Ребёнок должен иметь простейшие навыки общения в социальной среде и знать «правила игры»:
- ребёнок знает, что занятия проходят в определённом режиме, что они требуют определённых усилий и активного участия;
- ребёнок должен понимать, что кроме него будут учиться другие дети и с ними нужно будет научиться общаться, есть желание дружить с другими детьми;
- ребёнок знает, кто такой учитель;
- ребёнок умеет прилагать усилия, с интересом относится к возможности узнавать что-то новое.
Если же познавательная активность не сформировалась, ребёнка привлекают разнообразные второстепенные мотивы, связанные с восприятием школы как места для развлечений и ребёнок не в состоянии взять на себя обязанности ученика.
Обучение в современной школе требует также умственной готовности. Дети должны владеть начальными навыками обучения:
- ребёнок должен понимать, что перед ним ставятся определённые требования и необходимо стремиться к их выполнению;
- умение ребёнком внимательно слушать говорящего и старательно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- ребёнок должен соотносить свои действия с тем образцом, который ему предоставлен (основной способ обучения — ребёнок повторяет за взрослым или другими детьми определённый образец действия);
- ребёнок знает об основных предметах и имеет элементарные понятия о числах, называет простые геометрические фигуры и т.д.
Фактически это — параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Что касается эмоционально-волевой готовности ребёнка, большую роль играет умение дошкольника свободно управлять своим поведением, при этом направляя свою познавательную активность на обучение:
- ребёнок может выполнять даже те задания, которые ему не очень нравятся, если их значимость пояснено ему;
- ребёнок может находить позитивные стороны (цели), для выполнения сложных заданий;
- ребёнок проявляет свои эмоции, но есть стремление регулировать их (если расплакался — старается успокоиться);
- понимание ребёнком того, что не всякое поведение уместно в тех, или иных ситуациях.
Обучение в школе должно быть для ребёнка источником позитивных эмоций, что поможет ему найти своё место среди одноклассников, поддержит уверенность в себе, в своих силах.
Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт! © Школа «Афіни», 2012
Теги: дети, начальная школа, первоклассники, психология, рекомендации