Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Джон Дьюи и сегодняшняя педагогика

 

страницы: 

1  2  3  4 







Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Игорь Трухин

ДЖОН ДЬЮИ И
СЕГОДНЯШНЯЯ ПЕДАГОГИКА


Джона Дьюи (1859 — 1952) называют отцом американской педагогики, он оказал, пожалуй, наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны.

Как философ Дж.Дьюи был сыном своего времени — эпохи победного шествия позитивизма, возросшего на эволюционной теории, этике утилитаризма и социалистически ориентированной социологии. На фоне сугубо американского мироощущения и опыта все это породило философию прагматизма — релятивистскую теорию, утверждавшую истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат. Однако, вопреки некоторым вульгарным интерпретациям, полезное не отождествляется с эгоистическим или беспринципным, а трактуется как направленное на благо всего общества.

Эволюционные представления повлияли и на понимание Джоном Дьюи характера развития ребенка. Центральным в этом понимании была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира.

Мы знаем, что это был путь долгого постижения закономерностей природных и социальных явлений в процессе их многократного и всестороннего исследования с помощью органов чувств (если речь идет о предметах и природных явлениях), анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, манипулирования и экспериментирования, выделения общего и различного, главного и второстепенного, нахождения связей с другими предметами и явлениями и т.д. Процесс познания заканчивался нахождением закономерностей, видовых и родовых признаков, включением предметов и явлений в более крупные системы, классификацией и наиболее рациональным использованием для нужд человеческого существования. Познавательная активность человека детерминировалась прежде всего необходимостью его приспособления и выживания, хотя инстинктивное любопытство (наблюдаемое даже у высших животных) тоже играло определенную роль.

Дж.Дьюи считал, что подобный путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка. Педагог должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Ребенку необходимо в процессе самостоятельного исследования открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут. Считалось, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно (исходя из того, что ее было достаточно человеческому роду) для полноценного интеллектуального развития и образования.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009