главная страница
афинская академия
А.Камин. Тропою Следопыта
страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Александр Камин, ведущий сотрудник
Лаборатории образовательных технологий
ТРОПОЮ СЛЕДОПЫТА Естественные мысли
о школьном курсе естествознания
|
|
©
А.Камин. Публикуется с любезного разрешения автора |
|
ПРОЛОГ
Первый голос: «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а
летом - наоборот? День зимою оттого короткий, что, подобно всем предметам, видимым
и невидимым, от холода сжимается, а ночью от светильников и фонарей расширяется,
ибо согревается».
Второй голос: «Наблюдая за Солнцем, люди заметили, что в разные
времена года высота Солнца над Землей неодинакова; заметили также, что, когда Солнце
находится высоко над Землей, тогда тепло, а когда низко — холодно. Почему так бывает?
Земля вращается вокруг своей оси и одновременно движется вокруг Солнца».
Уважаемый коллега, сравните партии, исполненные первым и вторым
голосом. Вы, скорее всего, узнали эти тексты. Второй голос принадлежит автору учебника
естествознания для третьего класса, а первый — отставному уряднику Войска Донского
Василию Семибулатову, герою чеховского рассказа «Письмо к ученому соседу».
Вы наверняка скажете — и будете правы — что второй голос изрекает
научную истину, а первый голос — бред сивой кобылы. Но, похоже, есть между ними
и некое родство. Чтобы установить это родство, вообразим, что оба отрывка дали прочесть
детям, к примеру, третьего класса.
Как дети могут убедиться, что второй текст — правильный, а первый
— нет? Представим себе, что рассуждение почтенного урядника по ошибке попало в учебники
естествознания. Дети выучили его, пересказали на следующем уроке близко к тексту,
ответили — опять же близко к тексту — на вопрос «отчего зимою день короткий, а
ночь длинная» — и обучение состоялось.
Теперь попробуем разобраться, что общего между текстами учебника
естествознания и откровениями Василия Семибулатова.
У них одна и та же степень убедительности. Оба текста провозглашают
некие истины, не позволяя читателю удостовериться в этих истинах самому. Оба текста
страдают мыслебоязнью: они предполагают читателя, не знающего сомнений, принимающего
все написанное на веру. Такое обучение «противно естеству человеческому», как сказал
бы Михайло Ломоносов, не последний в естественных науках человек. Отмечаем парадокс:
естествознание преподается противоестественным образом.
|
|