главная страница
афинская академия
А.Греков. Что такое «бизнес-интеллигенция»?
страницы:
1 2 3 4 5
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Алексей Греков
ЧТО ТАКОЕ
«БИЗНЕС-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»?
В поисках новой образовательной парадигмы
|
|
Опубликовано в дайджесте
«Афинский Оракул», № 1, 19 февраля 2005 г. |
|
В разговоре с моим другом (некогда музыкальным «пиратом», а
ныне добропорядочным продюсером, вполне легально восстанавливающим архивные
записи старой украинской эстрады) я попытался объяснить, чем же всё-таки наша
школа отличается от всех прочих школ. «Понимаешь, — говорил я, — мы пытаемся
совместить два подхода: подход советской школы, упиравшей на основательные
теоретические знания, с западным подходом, выдвигающим на первый план
практическое применение получаемых знаний. Мы хотим вырастить бизнесменов нового
типа, своего рода бизнес-интеллигенцию, людей, которые видят дальше своего
кармана…» И тут я остановился. Этот неожиданно проявившийся термин —
бизнес-интеллигенция — озадачил меня самого. Не глупость ли это, не нелепость
ли? Что, казалось бы, дальше друг от друга, чем эти два понятия? Эдакий водо-камень, льдо-пламень.
Но звучит здорово, а главное, как показалось, в нем отразилась реальная наша
философия: мы работаем для и ради интеллигенции,
которая ныне занимается бизнесом. И все-таки — имеет ли это понятие право на
существование? Что по этому поводу скажет нам всемирная информационная свалка?
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ — 170 ЛЕТ
Как ни странно, всенаходчивый Яндекс
знает словосочетание «бизнес-интеллигенция», правда, в количестве 4-х упоминаний на весь русскоязычный Интернет [на начало 2005 года]. Однако и само слово «интеллигент» каких-нибудь 130 лет назад было еще в новинку. «Советский
энциклопедический словарь» утверждает, что термин «интеллигенция» введен
писателем Боборыкиным в начале 60-х годов XIX века, и уже из русского языка он
перешел в другие языки. Подхваченный Достоевским и Ключевским, «он быстро
приобрел права гражданства. Этим словом обозначали типично русское явление:
образованных людей, которые часто продолжали образование в заграничных
университетах. Вернувшись в Россию, они скоро убеждались, что их знания не
могут быть востребованы во всей полноте (скажем, земский врач видел, что его
знание современной фармакопеи ни к чему, ибо у него под рукой кроме касторки и
клистира ничего нет). Русскую интеллигенцию того времени можно было бы
определить как людей, которые очень много знают, но мало могут. В качестве
защитного психологического механизма у русской интеллигенции возникала
потребность говорить о «всеобщем и глобальном»: о судьбах России, смысле жизни,
провидении и даже о политических и радикальных изменениях. Это в лучшем случае,
ибо в худшем многие представители интеллигенции просто спивались.» [В.Лебедев, «Прощай, интеллигенция!»]
|
|