Про школу

DSC_0134

п`ятниця, Квітень 2, 2010   |   Евгений Чепорнюк

Нейропсихологическая диагностика младших школьников

Нейропсихологическое обследование позволяет выявить актуальный уровень развития ребенка, исследовать высшие психические функции, т.е. восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции, а также развитие сенсо-моторного уровня (уровень действий и ощущений). Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 9 лет, особенно детям со сложностями:

  • в усвоении школьной программы (письмо, чтение);
  • в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуаций, гиперактивность или медлительность);
  • недостаточностью пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.);
  • у ребенка имеет место обилие сочетательных движений (синкинезий), при удерживании карандаша происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др.

20100402_image045Вот некоторые из методик, которые можно использовать при проведении диагностики.

Исследование орального праксиса позы

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;  8 ) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

20100402_image001Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Исследования кинестетического праксиса позы руки

Инструкция:

  • «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево»;
  • «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».
  • «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».
  • «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально»

Акустический гнозис. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! — удар — пауза).

20100402_image002 Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

Зрительный гнозис. Предметный гнозис — узнавание реалистических, перечеркнутых и наложенных предметных изображений (используются предметные картинки, в т. ч. перечеркнутые и наложенные друг на друга).

В случае выявления у ребенка дефицита нейродинамики ему предлагается пройти курс нейропсихологической коррекции, который включает в себя: традиционные и оригинальные нейропсихологические, логопедические и др. методы, телесно-ориентированные, психотерапевтические (арттерапевтические, игровые и др.) технологии.

20100402_image009

Использовались материалы сайта www.igra-msk.ru

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2010

Теги: , , , , ,

            2,383

 


Автори сайту
avatar Евгений Чепорнюк
Усі автори
Про автора