Наші досягнення

вівторок, Січень 26, 2010   |   Евгений Чепорнюк

Методика «Необитаемый остров». Социометрия уже в прошлом!

На данный момент в психологическом инструментарии существует ряд методов и методик, позволяющих выявить особенности психологического климата в коллективе. Изучение климата, безусловно, весьма важная задача для психолога, особенно работающего в детском коллективе. В связи со сложившейся надобностью и необходимостью таковой диагностики, осталось лишь определиться с инструментом ее осуществления.

Напомним, что раньше вполне успешно психологами использовалась методика социометрия, разработанная Морено. Однако данная методика, по нашему мнению, имеет ряд недостатков.

Не будем, однако, чересчур критиковать метод, принесший так много пользы и послуживший многим исследователям инструментом важных открытий в социальной психологии. Остановимся лишь на одном существенном различии: завуалированность сути исследования. Психологическая наука не стоит на месте и постоянно совершенствуется, так как этого требуют постоянно меняющиеся условия и возрастающий темп нашей жизни. Одним из изменившихся условий стала необходимость недопущения «эффекта социальной желаемости», который, к сожалению, может вкрасться в социометрию.

Метод «Необитаемый остров» позволяет соединить в себе высокую результативность изучения социально-психологического климата коллектива, а также содержит элемент творчества и позволяет провести тестирование с легкостью для испытуемых. Суть метода состоит в том, что коллективу (который существует не меньше полугода) предлагается написать историю на заданную тему.

Условная ситуация, которая предлагается участникам исследования:

«Представьте, что вы со своим коллективом отправились в путешествие на корабле. Однако на море внезапно случился сильный шторм, и ваш корабль потерпел кораблекрушение. Все пассажиры были выброшены на необитаемый остров. Теперь, вы должны составить небольшой рассказ, о том, что же случилось дальше».

Результаты таких рассказов дают много сведений об особенностях коллектива, о ролях и функциях каждого его члена. Обычно написание истории проходит легко и непринужденно и сопровождается шутливыми комментариями.

Таким образом, данная методика приходит на помощь психологу, изучающему особенности коллектива, а особенно это необходимо для изучения классов, так как дети тяжело воспринимают опросники и тесты. Безусловно, написание этой истории будет одним из незабываемых впечатлений для детей.

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2010

Теги: , , ,

            5,341

 


Автори сайту
avatar Евгений Чепорнюк
Усі автори
Про автора