Наші досягнення

Триместровый экзамен

субота, Листопад 13, 2010   |   Олексій Греков

Комплексные межпредметные экзамены: новый инструмент ТРИЗ-педагогики

В последние годы мы все чаще начали сталкиваться с проблемой «экзаменационного шока», когда отдельные дети оказываются психологически не готовыми к сдаче выпускных экзаменов. Особенно это касается учеников 9-х классов, сдающих экзамены впервые.

Условно проблему «экзаменационного шока» можно разделить на три составляющие:

  • эмоциональную (стресс, перегорание и т.п.);
  • креативно-когнитивную (неумение синтезировать ответ на основе имеющихся знаний из других предметных областей и «легальных подсказок» — географических карт, экзаменационных билетов и т.п.);
  • коммуникативную (неумение связно и полно изложить свои знания по экзаменационному вопросу, неспособность перестроить ответ с учетом «наводящих» вопросов преподавателя, высказать и отстоять свою точку зрения).

Определенная часть детей подобных проблем не испытывает, но и для них полезно создать полигон для отработки их креативных и коммуникативных навыков. Для нас представляется важным, чтобы ученики умели использовать знания не узконаправленно, по принципу «сдал—забыл», а пользовались ими комплексно, применяя, к примеру, знание литературы на уроках истории, геометрии — на уроках географии, и т.п.

Для этого мы ввели новую форму учебной деятельности — комплексный межпредметный экзамен для учеников 8—11 классов. Проводятся экзамены трижды в год (для 9 и 11 класса — дважды), отсюда их неофициальное название — «триместровые экзамены».

Сначала для каждого класса путем жеребьевки определяются три учебные дисциплины, по которым дети будут сдавать межпредметный экзамен. Например, математика — история — биология в 11-м классе, украинский язык — информатика — экономическая география — в 10-м, и т.д.

Затем учителя-предметники формируют соответствующие рабочие группы — «экзаменационные комиссии». Задача каждой группы — определить «стык» трех своих дисциплин (естественно, с учетом программы и календарного плана).

Так — в приведенном выше примере — на стыке первых трех дисциплин можно отыскать популяционную динамику и социологию, «стык» следующих трех может быть охарактеризован как «туристический бизнес», и т.п.

Сам экзамен состоит из трех частей.

1-й этап — исследовательский. Тема творческого межпредметного исследования определяется заранее (как минимум, за три недели до начала экзамена). Мы называем это «домашней работой», с ней ученики приходят на экзамен. Также заранее оговаривается форма презентации «домашней работы» (например, эссе, сказка, рекламный буклет, флеш-ролик, и т.п.).

2-й этап — тестирование знаний по трем дисциплинам, вынесенным на экзамен. Форма тестов, степень их интегрированности, объем учебного материала, охватываемого тестированием, — решение этих вопросов оставлено на усмотрение самих преподавателей. Единственное ограничение: 2-й этап (для каждого ребенка) не должен длиться дольше 30-40 минут.

3-й этап — открытые вопросы из «стыковой» предметной области. Перечень вопросов ученики получают заранее (желательно, не позже, чем за две недели до начала экзамена), а открытыми они называются потому, что принципиально не имеют «правильного» и «неправильного» ответа. (Пример открытого вопроса: «Кто победит в борьбе медицины с болезнями — микробы или человек?»). Экзаменуемый должен принять и отстоять свою точку зрения, тогда как экзаменаторы автоматически принимают и отстаивают противоположное мнение.

Такая дискуссия, по мнению самих учеников, наиболее сложная, но, в то же время, наиболее интересная часть экзамена. Она учит детей успешно выдерживать психологический прессинг, умело пользоваться логическими ошибками оппонента, проводить мысленные эксперименты, а также использовать для подкрепления своей точки зрения знания из разных предметных областей.

По итогам экзамена выводятся три оценки по предметам, которые засчитываются как тематические, и объявляется общая (интегрированная) оценка за экзамен. По окончанию экзамена «экзаменационная комиссия» проводит «разбор полетов», помогая экзаменуемым уяснить свои ошибки, а также отмечая наиболее удачные ответы.

Опыт «триместровых» экзаменов прошлого года показал, что с каждым экзаменом средняя оценка класса возрастала на 15—25 %. Положительными результатами ознаменовались и «настоящие» экзамены 9-го и 11-го классов. Так, по результатам внешнего независимого оценивания Школа «Афины» стала лучшей из частных школ Украины по знанию математики и вошла в пятерку лучших школ по знанию украинского языка и литературы.

Впервые опубликовано в сборнике докладов
IV Международной научно-практической конференции по ТРИЗ-педагогике
(27-31 октября 2008 г., Школа «ЭйдоС», Украина, г. Запорожье)

Просимо Вас при передруку статті розміщувати посилання на наш сайт!  © Школа «Афіни», 2010

Теги: , , , , , , ,

            1,430

 


Автори сайту
avatar Олексій Греков
Усі автори
Про автора